Наука как объект компьютеризации
Известно, что наука - это сфера деятельности, направленная на получе- ние новых знаний, которая реализуется с помощью научных исследований (НИ). Целью НИ является изучение определенных свойств объекта (процесса, явления) и на этой основе разработка теории или получение необходимых для практики обобщенных выводов. По целевому назначению НИ делят на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные (ФНИ) связаны с изучением новых явлений и законов природы, с созданием новых принципов исследований (физика, математика, биология, химия и т.д.). Прикладные исследования (ПНИ) - это нахождение способов использо- вания законов природы и научных знаний, полученных в ФНИ, в практиче- ской деятельности человека. Разработки - это процесс создания новой техники, систем, материалов и технологий, включающий подготовку документов для внедрения в практику результатов ПНИ. Реализация целей НИ выполняется на основе методов. Метод - это спо- соб достижения цели, программа построения и применения теории. Методы научных исследований делят на следующие группы: эмпириче- ские, экспериментальные и теоретические. Особую группу составляют мето- ды научно - технического творчества (НТТ). Эмпирические исследования выполняются с целью накопления система- тической информации о процессе. При этом используются методы: наблюде- ние, регистрация, измерение, анкетный опрос, тесты, экспертный анализ. Экспериментальный уровень НИ - это изучение свойств объекта по оп- ределенной программе. Теоретические исследования проводятся с целью разработки новых ме- тодов решения научно-технических задач, обобщения и объяснения эмпири- ческих и экспериментальных данных, выявления общих закономерностей и их формализации. На двух последних уровнях используются методы моделирования, мето- ды анализа и синтеза, логические построения (предположения, умозаключе- ния), аналогии, идеализации. В НТТ используются как названные общенаучные методы, так и эври- стические приемы эффективного решения творческих задач, способствую- щие наиболее быстрому нахождению решения (озарению), т.е. разного рода оригинальные находки. 6 Рациональная организация НИР строится с использованием принципов системного подхода и схематично может быть представлена следующим об- разом: Исходя из задач НИ и порядка их реализации, можно определить сле- дующие основные направления рационального применения КТ в научных ис- следованиях: 1. Сбор, хранение, поиск и выдача научно-технической информации (НТИ). 2. Подготовка программ НИ, подбор оборудования и эксперименталь- ных устройств. 3. Математические расчеты. 4. Решение интеллектуально - логических задач. 5. Моделирование объектов и процессов. 6. Управление экспериментальными установками. 7. Регистрация и ввод в ЭВМ экспериментальных данных. 8. Обработка одномерных и многомерных (изображения) сигналов. 9. Обобщение и оценка результатов НИ. 10. Оформление и представление итогов НИ. 11. Управление научно-исследовательскими работами (НИР). Сбор и обработка НТИ (эмпирические исследо- вания) Теоретические исследования Обработка результатов исследования Экспериментальные исследования Моделирование Представление и оформление результатов 7 Наиболее эффективно, когда эти задачи реализуются в рамках автомати- зированных систем научных исследований (АСНИ).
2. Компьютерные технологии в научной деятельности.
ЭИ включают этапы подготовки эксперимента, проведения исследований и обработки результатов. На подготовительном этапе определяются цели и задачи ЭИ, разрабатываются методика и программа его выполнения. Этот этап включает также подбор необходимого оборудования и средств измерений. При разработке программы ЭИ стремятся к меньшему объему и трудоемкости работ, упрощению эксперимента без потери точности и достоверности результатов. В этой связи данный этап ЭИ требует решения задачи определения минимального числа опытов (измерений), наиболее эффективно охватывающего область возможного взаимодействия влияющих факторов и обеспечивающего получения их достоверной зависимости. 23 Данная задача решается средствами раздела математической статистики - планирование эксперимента, который представляет необходимые методы для рациональной организации измерений, подверженных случайным ошибкам. Этап проведения собственно исследований определяется спецификой изучаемого объекта. По характеру взаимодействия средств эксперимента с объектом различают обычные и модельные ЭИ. В первом, взаимодействие оказывается непосредственно на объект, во втором - на заменяющую его модель. Метод моделирования объектов и процессов является основным в научном эксперименте. Различают физическое, аналоговое, математическое моделирование. Физическое моделирование выполняется на специальных установках. При этом ВТ используются для управления процессом эксперимента, сбора регистрационных данных и их обработки. Для аналогового моделирования используются аналоговые вычислительные машины (АВМ), что позволяет создавать и исследовать модели-аналоги, которые могут описываться одинаковыми дифуравнениями с исследуемым процессом. Математическое моделирование, в широком смысле, включает исследования не только с помощью чисто математических моделей. Здесь используются также информационные, логические, имитационные и другие модели и их комбинации. В этом случае матмодель представляет собой алгоритм, включающий определение зависимости между характеристиками, параметрами и критериями расчета, условия протекания процесса функционирования системы и т.д. Данная структура может стать моделью явления, если она с достаточной степенью отражает его физическую сущность, правильно описывает соотношение свойств и подтверждается результатами проверки. Применением матмоделей и ВТ реализуется один из наиболее эффективных методов НИ - вычислительный эксперимент, который позволяет изучать поведение сложных систем, которые трудно физически смоделировать. Часто это связано с большой сложностью и стоимостью объектов, а в некоторых случаях невозможностью воспроизвести в реальных условиях