Вопрос 5. Факторы, влияющие на модель объекта
Из изложенного выше понятно, что для любого объекта можно по- строить множество моделей. От чего зависит «характер» модели объекта? В первую очередь, от следующих факторов:
1) от объекта исследования (кого или что исследуем);
2) проблемы и задачи исследования (что хотим узнать об объекте);
3) априорной информации об объекте (что уже знаем об объекте исследования);
4) субъекта исследования (кто исследует объект);
5) от языка описания объекта (как исследуем и описываем объект). 1.
1.Объект исследования
Объект исследования (от лат. objectum – предмет) – все то, на что направлена человеческая деятельность. Для моделирования и исследования объекта необходимо выделить его из окружающего внешнего мира, а также выявить все воздействия на объект со стороны других окружащих объектов и реакцию исследуемого объекта на эти воздействия.
Каждый объект до начала исследования имеет свою структуру, свои свойства и характеристики. В теории моделирования воздействие со стороны окружающего мира на объект при его исследовании называют входным воздействием и представляют в виде входных факторов (в математических моделях их называют входными переменными).
Поведение объекта и его проявления в окружающем мире, возникающие от внешнего воздействия, называют откликом объекта и представляют в виде выходных факторов (в математических моделях – выходных переменных).
Внешнее воздействие на объект можно разделить на управляющее и возмущающее. Под возмущающим обычно понимают воздействие на объект со стороны окружающей среды, параметры и закономерности которого случайным образом изменяются во времени и недоступны для измерения, контроля и тем более изменения в момент непосредственного исследования объекта. Под управляющим обычно понимают целенаправленное воздействие на исследуемый объект, параметры и закономерности ко- торого могут быть измерены, проконтролированы и изменены по желанию субъекта в момент непосредственного исследования объекта.
Параметры свойств и структуры объекта могут быть известны (или определены) на момент начала исследования объекта и в дальнейшем из- меняться под внешним воздействием, являясь объектами изучения.
Ранее было использовано понятие «фактор». В моделировании фактор – некоторая переменная величина, принимающая в каждый момент времени некоторое определенное значение из своей области определения и отражающая внешнее воздействие на объект или его отклик на это воз- действие.
Тогда входными факторами можно считать свойства и структуру объекта до начала исследования, а также управляющее и возмущающее воздействие на объект в процессе его исследования; выходными фактора- ми – свойства, структуру, поведение объекта, изменившиеся под влиянием входных факторов.
Все объекты имеют следующие характеристики:
● сложность – определяется количеством состояний, в которых мо- жет находиться объект (по этому параметру различают простые объекты, сложные объекты и большие системы);
● управляемость – способность объекта переходить из одного со- стояния в другое под воздействием извне и находиться в этом состоянии с заданной точностью заданный промежуток времени;
● степень воспроизводимости результатов – если наблюдать объект в одном и том же состоянии в различные моменты времени, то разница в наблюдениях не должна превышать некоторого заданного значения (точ- ности измерения).
2. Проблема и задача исследования
В моделировании различают понятия «проблема» и «задача».
Проблема – разновидность вопроса, имеющая четко поставленную цель, но пути достижения этой цели в данный момент времени могут быть неизвестны.
Задача – разновидность вопроса, имеющая четко поставленную цель и известные пути достижения этой цели.
Рассмотрим классификации задач.
1. По поставленному вопросу:
● прямые задачи (отвечают на вопрос: «Какими будут поведение и проявления исследуемого объекта, если известны внешнее воздействие, структура и свойства объекта?»);
● обратные задачи (отвечают на вопросы: «Какими должны быть структура и свойства объекта, если при известном внешнем воздействии известны поведение и проявления объекта?» и «Каким должно быть внеш- нее воздействие на объект, если известны структура и свойства объекта, поведение и проявления объекта?»).
2. По количеству шагов решения:
● одношаговые (очень простые) задачи;
● многошаговые задачи.
3. По условиям:
● детерминированные задачи;
● стохастические задачи.
4. По количеству выходных переменных (факторов):
● однокритериальные задачи;
● многокритериальные задачи.
3. Априорная информация об объекте
Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) включает в себя какие-либо сведения и является объектом информационных технологий. Различают два вида информации: знания и данные.
Знания – информация, на основании которой реализуется процесс логического вывода (философское знание о жизнедеятельности человека).
Данные – информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека (как правило, данные – это зарегистрированные сигналы).
Можно сказать, что информация – это продукт взаимодействия дан- ных и адекватных методов их преобразования .
Выделяют следующие особенности информации:
● динамический характер (информация меняется и существует толь- ко в момент взаимодействия данных и методов; информация существует только в момент протекания информационных процессов; все остальное время информация существует только в виде данных);
● диалектический характер взаимодействия данных и методов (ин- формация возникает и существует в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов).
Рассмотрим классификации информации.
1. По области получения и использования:
● научная (логическая) информация – физическая, биологическая, химическая и др. (т. е. объективно существующая);
● техническая информация – конструкторская, технологическая, планово-экономическая, управленческая (т. е. созданная человеком).
2. По назначению:
● массовая информация;
● специальная информация.
3. По форме хранения и типу носителя:
● информация, представленная в машинном (цифровом) виде;
● информация, представленная в виде документа (на бумажном или другом подобном носителе).
Наиболее важными свойствами информации считаются :
● объективность и субъективность;
● полнота;
● достоверность;
● адекватность;
● доступность;
● актуальность.
В моделировании эти свойства можно рассматривать как требования к априорной информации.
4. Субъект исследования (моделирования)
Совершенно очевидно, что субъектом моделирования является толь- ко человек .
5. Язык описания объекта
Язык описания объекта соответствует виду моделирования, который выбирается исследователем (субъектом моделирования).