Принципы обучения математике
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Коррекционная направленность и др.
Методы ФЭМП.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности практического метода:
ü выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
ü широкое использование дидактического материала;
ü возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
ü выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
ü использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Виды наглядного материала:
демонстрационный и раздаточный;
сюжетный и бессюжетный;
объемный и плоскостной;
специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
· новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
· по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
· одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
· новый наглядный материал лучше показать детям заранее...
Требования к самодельному наглядному материалу:
— гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
— эстетичность;
— реальность;
— разнообразие;
— однородность;
— прочность;
— логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
— достаточное количество...
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
• эмоциональная;
• грамотная;
• доступная;
• четкая;
• достаточно громкая;
• приветливая;
• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
• грамотная;
• понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
• с нужными математическими терминами;
• достаточно громкая...
Приемы ФЭМП
1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
4. Вопросы к детям.
5. Словесные отчеты детей.
6. Предметно-практические и умственные действия.
7. Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
небольшое, но достаточное количество;
избегать подсказывающих вопросов;
умело пользоваться дополнительными вопросами;
давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
на поставленный вопрос;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные...
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)
Средства ФЭМП
Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
8. Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки | Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) | Воспитатель (или дефек-толог) |
Дидактическая игра | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, подгруппа, один ребенок | Воспитатель и дети |
Индивидуальная работа | Уточнить ЗУН и устранить пробелы | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или несколько групп | Воспитатель и другие специалисты |
Самостоятельная деятельность | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности | Группа, подгруппа, один ребенок | Дети и воспитатель |