II. Работа по теме урока. 1. Повторить, как найти расстояние, время, скорость, и решить задачи
1. Повторить, как найти расстояние, время, скорость, и решить задачи.
2. По рисунку составить задачу на движение и решить ее.
3. Викторина (3 ученика).
а) Первый ученик: «Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля «Москвич» и страуса».
б) Второй ученик предлагает классу свою задачу.
«Скорость распространения света самая большая в природе – 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца равно 150000000 км?
в) Третий ученик:
«Пройденный путь пешехода S, его скорость u и время движения t связаны соотношением S = ut. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна:
1) 12 км/ч; 2) 6 км/ч; 3) 96 км/ч; 4) 8 км/ч.
4. Решить олимпиадную задачу.
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся?
Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.
Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.
5. Входит дядя Степа-милиционер и предлагает задачу из сборника задач по основам безопасности дорожного движения.
а) Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
Решение:
1) 15 м = 1500 см
2) 1500 : 20 = 75 см/с.
Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.
б) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?
Решение:
1) 95 – 76 = 19 км/ч
2) 95 : 19 = 5 раз.
Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.
III. Итог урока.
Отметить особо отличившихся учеников, если есть возможность, то наградить сувенирами.
VI. Домашнее задание:ученикам раздаются ксерокопии заданий.
1) Помогите французским девочкам.
Однажды Жанин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жанин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жанин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)
2) Задача от дяди Степы.
Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?
3) Задание от «Знающего человека». Заполнить таблицу.
Объект | Скорость u | Время t | Расстояние S |
«Волга» | 100 км/ч | 5 ч | |
«Ока» | 60 км/ч | 420 км | |
«Москвич» | 3 ч | 240 км | |
Пчела | 60 км/ч | 180 км | |
Стрекоза | 2 ч | 200 км | |
Стриж | 100 км/ч | 4 ч | |
Меч-рыба | 100 км/ч | 300 км | |
Земля (вокруг Солнца) | 30 км/ч | 24 ч | |
Черепаха | 6 мин | 18 м | |
Улитка | 7 ч | 35 км | |
Верблюд | 8 км/ч | 5 ч | |
Почтовый голубь | 50 км/ч | 150 км |
4) Составить по одной анаграмме.
Ответы для учителя.
Задача № 1
Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.
Задача № 2
Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.
Урок № 50