III. Изучение нового материала. Учитель: Итак, мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы
Учитель: Итак, мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы, выражение в этом случае называется буквенным. Цель нашего урока: вспомнить свойства сложения и вычитания и записать эти свойства при помощи букв.
Объяснение проводится в соответствии с учебником и на доске появляется запись:
Свойства сложения | Свойства вычитания |
1. Переместительное свойство: a + b = b + a 2. Сочетательное свойство: а + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c. 3. Свойство нуля: а + 0 = 0 + а = а | 1. Вычитание суммы из числа: а – (b + c) = a – b – c 2. Вычитание числа из суммы: (а + b) – c = a + (b – c); (a + b) – c = (a – c) +b. 3. Свойство нуля при вычитании. a – o = a; a – a = 0. |
III. Закрепление.
1) Сформулировать свойства сложения и вычитания.
2) № 333, 340 (а, б) – учащиеся выполняют задания на листочках с ксерокопиями; № 337: I вариант вычисляет а + (b + с); II вариант вычисляет (а + b) + с, затем сравнивают результаты.
№ 341 (а, б) – у доски, 341 (в) – I вариант, № 341 (г) – II вариант. (Ученики выполняют задания на тех листочках, на которых было выполнено задание № 340 (а, б).)
№ 342 (а, б) у доски, № 342 (в, г) по вариантам на тех же листочках.
№ 347.
IV. Итог урока.
Тест
1. Упростите выражение: 11а + 2а + 7.
а) 20а; б) 11а + 9; в) 13а + 7; г) 18 а + 2а.
2. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом на 8 кг больше. Сколько кг картофеля было во втором мешке?
а) х – 8; б) 8х; в) х + 8.
3. Найдите значение выражения 43 + (х + 18), если х = 19.
а) 75; б) 80; в) 69.
V. Домашнее задание: п. 9, № 364 (а), 367, 368, 374 (а, в).
Урок № 31
Свойства сложения и вычитания (п. 9)
Цели:закрепить свойства сложения и вычитания, вырабатывать навык в использовании этих свойств.
Оборудование: карточки с числами для устных упражнений, чертеж к задаче № 353.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Записать с помощью букв свойства сложения и вычитания.
II. Устные упражнения.
1. Придумать задачу, решением которой является выражение: (47 – 15) + (62 – 12).
2. Математическая эстафета (в жюри 3 человека, три команды по 5 человек).
3. Учитель показывает число на карточке: 12; 36; 60; 84; 120. Найдите половину числа; четверть числа; треть числа.
4. Повторение (теоретический материал: свойства сложения и вычитания).
II. Работа на тему урока.
1. № 360, 358.
2. Записать свойства вычитания суммы из числа.
а – (b + с) = а – b – с.
Вариант I вычисляет левую часть равенства.
Вариант II вычисляет правую часть равенства, а затем сравнивают результаты.
3. Записать свойство вычитания числа из суммы.
(а + b) – c = (a – c) +b или (a + b) – c = a + (b – c).
№ 331 (а) – I вариант; № 339 (б) – II вариант.
4. Устно № 343
5. Письменно № 345 (а, б, в); 346 (а, б); 347 (б).
6. Повторение: № 362 (чертеж к задаче выполнен на плакате).
III. Итог урока:
Тест
1. Упростите выражение: 19 – (14 + с)
а) 5с; б) 5 +с; в) 33 – с; г) 5 – с.
2. Найдите значение выражения 49 – (14 + с) при с = 13.
а) 48; б) 22; в) 36.
3. Равенство (а + b) – m = a + (b – m) является:
а) свойством вычитания суммы из числа;
б) свойством вычитания числа из суммы;
в) сочетательным законом сложения.
4. Уменьшаемым в выражении (157 + 34) – 124 : 62 является:
а) 124 : 62; б) 157 + 34; в) 157; г) 124.
IV. Домашнее задание: п. 9, № 364 (б, г), 364 (а), 366, 370.
Подготовиться к письменному ответу по теме «Свойства сложения и вычитания».
Урок № 32