III. Изучение нового материала. Учитель. Запишите тему урока: «Когда и где?».

Учитель. Запишите тему урока: «Когда и где?».

Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?

Ученики. Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?

Учитель. Что общего у этих вопросов?

Ученики. Их объединяет вопрос «когда».

Учитель. Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

Ученики.12 апреля 1961. Называем число, месяц, год.

Учитель. А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?

Ученики.Один век – сто лет.

Учитель. Сколько лет составляет тысячелетие?

Ученики.Тысячу лет.

Учитель. Сколько веков в тысячелетии?

Ученики.Тысячелетие – 10 веков.

Учитель. В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 42 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения римских цифр.

У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка – это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х (как две ладони).

III. Изучение нового материала. Учитель. Запишите тему урока: «Когда и где?». - student2.ru

Учитель. Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.

Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.

У разных народов был разный счет лет – летосчисление.

Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.

Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.

В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.

Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира».

Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.».

Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.

Учитель предлагает учащимся прочитать последний абзац на с. 43 учебника о том, как узнать по году исторической даты век.

Учащиеся читают статью и рассматривают ленту времени (с. 44–45 учебника).

Учитель.Сколько лет длится I век нашей эры?

Ученики. 100 лет.

Учитель.Когда начинается II век?

Ученики. В 101-м году.

Учитель.А когда он завершается?

Ученики. В 200-м году.

Учитель.В каком веке мы с вами живем?

Ученики. Сейчас 2005 год. Это XXI век.

Учитель.Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Ученики. Они хотят знать дату исторического события.

III. Изучение нового материала. Учитель. Запишите тему урока: «Когда и где?». - student2.ru

Учащиеся выполняют упражнения.

Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам многое надо понять,

Чтобы историками стать.

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя.

В реках, морях воды нет.

Что это?

Учитель. Послушайте еще раз внимательно эту загадку:

Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя.

В реках, морях воды нет.

Что это?

Ученики.Это карта.

Учитель. Верно. Мы открываем следующую страницу урока «Карта- помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

Ученики.Карта звездного неба рассказывает о звездах и созвездиях, физическая карта – о поверхности Земли, политическая карта – о государствах.

Учитель. Что помогает нам ориентироваться по карте?

Ученики.Условные обозначения.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» на с. 45 учебника. Какие условные обозначения вам уже знакомы?

Ученики.Обозначения рек, озер, болот. Зеленым цветом показаны участки леса.

Учитель. Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

Ученики.Все, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А все, что касается турецких войск, показано черным цветом, кроме флотилии, – она голубого цвета.

Учитель. Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

Ученики.Главное на исторической карте – цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие.

Учитель. Почему же историки задают вопрос «где»?

Ученики.Чтобы узнать место, где произошло историческое событие.

Наши рекомендации