На что необходимо обратить внимание при обследовании
Консультация для воспитателей
«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
Руководитель: воспитатель
по развитию речи Малышева Л.В.
Цель: познакомить воспитателей с системой игр и упражнений, основанных на звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Иваненко). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.
Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых групп не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Анализ работы педагогов по обучению детей грамоте показал, что воспитатели большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но следует помнить, что навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова пот его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
ü Требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
ü Появилсь много трудностей с темпом, предложенным школьной программой;
ü Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
ü Обучение грамоте в детском саду является предупреждением дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно чтобы ребенок:
ü Не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
ü Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опозновательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
ü Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Основным содержанием обучения чтению является звукослоговой анализ слов.Работа по звукослоговому анализу слов должна сочетаться с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям: лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем приступить к обучению чтению, надо тщательно изучить ребенка, используя различные методики и технологии.
На что необходимо обратить внимание при обследовании
ü Физическое состояние ребенка, как часто он болел, какова его моторная ловкостью соматически ослабленные дети недостаточно усидчивы, у них отмечаются повышенная утомляемость, трудности поведения.
ü Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или безразличен, с трудом входит в контакт с педагогом, отказывается выполнять задания, проявляет речевой негативизм.
ü Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления. Неустойчивость внимания, плохая память, несформированность мыслительной деятельности могут препятствовать обучению ребенка грамоте.
ü Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении: пропуски, замена и искажение звуков (корова – «коова»; санки – «шанки»).
Все эти особенности необходимо учитывать педагогу. Если они ярко выражены, то следует проконсультироваться со специалистами. Если дети физически крепкие, если у них активная познавательная деятельность, сформированы учебные навыки, речевое и психическое развитие соответствует возрасту, не отмечается негативных особенностей поведения, значит, можно начинать обучение грамоте.
Не буду предлагать, какую либо методику обучения – как уже упоминалось, методики широко представлены в литературе. Однако всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнать особенности слов, учиться применять их в речи.
Знакомясь с различными инновационными подходами к обучению и воспитанию детей по развитию речи и обучению грамоте, я выделила для себя творческий проект «Кубигород». Цель которого: развивать все стороны речи, психические процессы: внимание, память, мышление.
Данное игровое пособие представляет собой серию кубиков, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован, как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.
Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия звук и буква, подготовит их к чтению. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и потребность владения языком, совершенствования речи.