Тематика презентаций по дисциплине
1. Характеристика нормативных документов, регламентирующих организацию научно-исследовательской деятельности.
2. Методика организации исследовательской деятельности школьников.
3. Системный подход к организации научно-исследовательской деятельности.
4. Интеграционный подход в научно-исследовательской деятельности.
5. Дифференцированный подход в научно-исследовательской деятельности.
6. Компьютеризация как направление в научно-исследовательской деятельности.
7. Характеристика современного этапа развития научно-исследовательской деятельности.
8. Основные принципы научно-исследовательской деятельности.
9. Эксперимент как основной исследовательский метод и его виды.
10. Герменевтические методы и их использование.
11. Методы статистической обработки результатов.
12. Методы теоретического исследования.
13. Изучение и использование передового опыта.
14. Интерпретация результатов исследования и апробация работы.
15. Оформление результатов научного исследования.
16. Требования к написанию научных работ разного уровня.
17. Теоретические и эмпирические методы научного исследования.
18. Оценивание результатов научно-исследовательской деятельности.
Выполнение тестовых заданий
Тестовый материал
ПО РАЗДЕЛУ 1
1. … - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Теория.
- Методика.
- Методология
2. … - совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод исследования.
- Наука.
- Парадигма.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
3. … - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Рефлексия
- Теория.
- Методика.
- Методология.
4. … - способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Рефлексия.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
5. Исследование педагогического процесса, процессов обучении и воспитании, вопросов организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи, решаются вопросы отбора вариантов программ, определение принципов, технологий, методов, организационных форм воспитания и обучения относится к … исследованиям (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- социологическим
- психологическим
- валеологическим и медицинским
- педагогическим
- психолого-педагогическим
6. Выявление запросов населения, отношения родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценку деятельности образовательного учреждения или образовательной системы, социальные аспекты деятельности учреждения (престижность, условия реализации социального заказа, адаптация учащихся и выпускников в социуме и т.д.) относится к … исследованиям (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- социологическим
- психологическим
- валеологическим и медицинским
- педагогическим
- психолого-педагогическим
7. Раскрытие и исследование единства внешних и внутренних факторов образования, педагогических условий и способов формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условий ее здорового психического и физического развития является … исследованием.
1. социологическим
2. психологическим
3. валеологическим и медицинским
4. педагогическим
5. психолого-педагогическим
8. Характерными особенностями науки являются … (выберите несколько вариантов).
1. данные науки
2. личный опыт
3. типизация как основная форма обобщения
4. абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях
9. Под … понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.
1. требованием
2. принципом
3. закономерностью
4. традицией
10. Соотнесение в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновение в их внутреннюю структуру, раскрытие законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения, а также движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него - к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов предполагает ...
- принцип объективности.
- принцип сущностного анализа.
- генетический принцип.
- принцип единства логического и исторического.
- принцип концептуального единства.
6. принцип целостности.
11. Сущность … подхода заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.
- системного
- кибернетического
- содержательного
- аспектного
5. деятельностного
12. Под … понимается – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
1. развитием личности
2. формированием личности
3. воспитанием
4. образованием
13. Под … понимается специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
1. обучением
2. формированием личности
3. воспитанием
4. образованием
14. … – деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебными программами, а также иными задачами образования и его социальными целями. Педагогическая действительность
1. Педагогическая деятельность
2. Педагогическая система
3. Педагогический процесс
4. Образовательный процесс
15. … – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.
1. Педагогическая деятельность
2. Педагогическая система
3. Педагогический процесс
4. Образовательный процесс
16. … – организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
1. Педагогическая деятельность
2. Педагогическая система
3. Педагогический процесс
4. Образовательный процесс
17. … – способность сохранить в памяти изученный материал, готовность в любое время воспроизвести его, применять для решения учебных и практических задач.
1. Сознание
2. Восприятие
3. Запоминание
4. Понимание
5. Познание
18. … – процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний.
1. Сознание
2. Восприятие
3. Запоминание
4. Понимание
5. Познание
19. … – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.п.), действующих в данный момент на органы чувств.
1. Сознание
2. Восприятие
3. Запоминание
4. Понимание
5. Познание
20. Каким вопросом раскрывается смысл значения исследования для науки?
- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
- Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
- В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
- Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
- Какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
21. Каким вопросом раскрывается смысл новизны исследования?
- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
- Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
- В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
- Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
- Какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
22. Из приведенного перечня выделите методологические характеристики исследования.
1. Цельность.
2. Тема.
3. Вопрос.
4. Значение для науки.
5. Значение для практики.
23. Под … понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явления, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
1. проблемой
2. научностью
3. значимостью
4. гипотезой
24. Обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат является …
1. проблемой
2. научностью
3. значимостью
4. гипотезой
25. … - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
26. Какие характеристики относятся к стихийно-эмпирическому познанию?
- Познавательную деятельность осуществляют специальные группы людей. Форма ее осуществления - научное исследование.
- Познавательную деятельность осуществляют все, занятые практической деятельностью. Получение знаний не отделено от их использования.
- Не существует специальных средств познания.
- Применяются специальные средства: математические, логические; моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование.
- Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулирования и проверки знаний.
- Знания фиксируются на основе определенных критериев. Используются не только естественный язык, но и специально создаваемые символические и логические средства.
- Исследование носит систематический и целенаправленный характер; оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.
- Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера
27. Сущность какого методологического принципа психолого-педагогического исследования требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития?
- Генетический принцип
- Принцип единства логического и исторического
- Принцип концептуального единства
4. Принцип сущностного анализа
ПО РАЗДЕЛУ 2
1. … - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
2. … - комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод исследования.
- Наука.
- Парадигма.
- Рефлексия.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
3. … - совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Метод.
- Наука.
- Парадигма.
- Теория.
- Методика.
- Методология.
4. … - это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Педагогика.
- Социология.
- Научное исследование.
- Методология.
5. Поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания относится к … исследованиям (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- социологическим
- психологическим
- валеологическим и медицинским
- педагогическим
- психолого-педагогическим
6. Отслеживание состояния здоровья воспитанников и педагогов, эффективности мер по его защите, на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников относится к … исследованиям (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- социологическим
- психологическим
- валеологическим и медицинским
- педагогическим
- психолого-педагогическим
7. Характерными особенностями художественного творчества являются … (выберите несколько вариантов).
1. данные науки
2. личный опыт
3. типизация как основная форма обобщения
4. абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях
8. Под … понимается правило, условие, обязательное для выполнения.
1. требованием
2. принципом
3. закономерностью
4. традицией
9. … выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
- Принцип объективности
- Принцип сущностного анализа
- Генетический принцип
- Принцип единства логического и исторического
- Принцип концептуального единства
6. Принцип целостности
10. Сущность … заключается в рассмотрении изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным).
- принципа объективности
- принципа сущностного анализа
- генетического принципа
- принципа единства логического и исторического
- принципа концептуального единства
6. принципа целостности
11. … предполагает исследование составляющих элементов сложного объекта и характера взаимодействия между его элементами, механизма этих связей и отношений.
- Системный подход
- Кибернетический и синергетический подходы
- Содержательный и формализованный подходы
- Аспектный и многоаспектный подходы
5. Деятельностный подход
12. Под объективным процессом становления и обогащения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации понимается ...
1. развитие личности.
2. формирование личности.
3. воспитание.
4. наставничество.
13. Под … понимается целенаправленный и организованный процесс формирования личности, деятельность педагогических работников, направленная на формирование качеств, определяющих нравственно-эстетическую позицию человека, его социальное поведение, формирование черт характера.
1. развитием личности
2. формированием личности
3. воспитанием
4. образованием
14. … – организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
1. Педагогическая деятельность
2. Педагогическая система
3. Педагогический процесс
4. Образовательный процесс
15. … – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, представляющая собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
1. Сознание
2. Восприятие
3. Запоминание
4. Понимание
5. Познание
16. … – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.п.), действующих в данный момент на органы чувств.
1. Сознание
2. Восприятие
3. Запоминание
4. Понимание
5. Познание
17. Каким вопросом раскрывается смысл задачи исследования?
- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
- Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
- В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
- Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
- Какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
18. Каким вопросом раскрывается смысл цели исследования?
- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
- Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
- В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?
- Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
- Какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?
19. Из приведенного перечня выделите методологические характеристики исследования.
1. Актуальность.
2. Системность.
3. Непротиворечивость.
4. Проблема.
5. Новизна результатов.
20. Совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке является ...
1. проблемой
2. научностью
3. значимостью
4. гипотезой
21. Под … понимается – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
1. развитием личности
2. формированием личности
3. воспитанием
4. образованием
22. Под … понимается специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.
1. обучением
2. формированием личности
3. воспитанием
4. образованием
23. Раскрытие и исследование единства внешних и внутренних факторов образования, педагогических условий и способов формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условий ее здорового психического и физического развития является … исследованием.
1. социологическим
2. психологическим
3. валеологическим и медицинским
4. педагогическим
5. психолого-педагогическим
24. Характерными особенностями науки являются … (выберите несколько вариантов).
1. данные науки
2. личный опыт
3. типизация как основная форма обобщения
4. абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях
25. … - это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах (вместо многоточия вставьте пропущенное слово).
- Педагогика
- Социология
- Научное исследование
- Методология
26. Какие характеристики относятся к научному познанию? Выделите правильные ответы.
- Познавательную деятельность осуществляют специальные группы людей. Форма ее осуществления — научное исследование. Возрастает объем изучения объектов, непосредственно не включенных в практическую деятельность людей.
- Познавательную деятельность осуществляют все, занятые практической деятельностью. Получение знаний не отделено от их использования.
- Не существует специальных средств познания.
- Применяются специальные средства: математические, логические; моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование.
- Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулирования и проверки знаний.
- Знания фиксируются на основе определенных критериев. Используются не только естественный язык, но и специально создаваемые символические и логические средства.
- Исследование носит систематический и целенаправленный характер; оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.
- Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера
ПО РАЗДЕЛУ 3
1. Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности является …
- методом научного познания действительности
- образовательным процессом
- методом педагогического воздействия
- комплексной методикой
2. Методы, связанные с уточнением, расширением и систематизацией научных фактов, объяснением и предсказанием явлений, установлением взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделением среди них наиболее существенных и второстепенных относится к … методам исследования.
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. математическим
4. статистическим
3. Фиксация фактов, их описание, выявление бросающихся в глаза связей, подведение фактов под принятые схемы-определения относится к ... методам исследования.
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. математическим
4. статистическим
4. Глубокий анализ фактов, абстрагирование от всего побочного, выявление процесса в «чистом» виде, раскрытие в нем существенных закономерностей, образование мысленных «конструктов», использование гипотез относится к ... методам исследования.
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. математическим
4. статистическим
5. О каком методе исследования идет речь: мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое, смысловое соединение?
- Анализ.
- Синтез.
- Индукция.
- Дедукция.
6. Метод … предполагает установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями, выделение в них известных признаков и установление, как они представлены в рассматриваемых объектах.
- сравнения
- обобщения
- абстрагирования
- моделирования
7. Метод … предполагает движение мысли от общего суждения к частному выводу.
- Анализ.
- Синтез.
- Индукция.
- Дедукция.
8. Под … как методом исследования понимается мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей с целью его более глубокого изучения, проникновения в сущность явлений, выявления инвариантных черт исследуемого процесса.
- сравнением
- обобщением
- абстрагированием
- моделированием
9. Какой вид наблюдения использует исследователь, когда он присутствует на уроке своего коллеги и наблюдает за ходом учебного занятия с применением новой методики.
- Широкое
- Узкоспециальное
- Невключенное
- Включенное
10. Под … понимается целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого процесса или явления и их специфических изменений.
1. беседой.
2. наблюдением
3. интервью
4. анкетированием
11. Вместо многоточия укажите пропущенное слово. ... - это разговор на интересующую исследователя тему.
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Интервью
4. Анкетирование
12. Какой метод исследования целесообразно применить в данной ситуации? Необходимо выявить массовые явления, на основе анализа которых можно установить наиболее достоверные факты. Исследователю отведено мало времени на этот процесс.
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Опрос (интервью).
4. Опрос (анкетирование).
13. Под … понимается стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
1. беседой.
2. Тестированием
3. Наблюдением
4. Анкетированием
5. Интервьюированием
14. … ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков, как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности.
1. Тесты способностей
2. Тесты достижений
3. Личностные тесты
4. Проективные тесты
15. О каком типе тестов идет речь? Такие тесты позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы с просьбой интерпретировать их.
1. Тесты способностей
2. Тесты достижений
3. Личностные тесты
4. Проективные тесты
16. ... отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.
1. Надежность
2. Эффективность
3. Оптимальность
4. Валидность
17. ... - это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
1. Анализ результатов деятельности.
2. Экспертных оценок.
3. Эксперимент.
4. Наблюдение
18. … - изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях.
1. Анализ результатов деятельности
2. Экспертных оценок
3. Эксперимент
4. Наблюдение
19. К какому методу исследования относится данная характеристика? Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов.
1. Беседа
2. Экспертных оценок
3. Эксперимент
4. Наблюдение
20. … проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать.
1. Лабораторный эксперимент
2. Естественный эксперимент
3. Констатирующий эксперимент
4. Формирующий эксперимент
21. .. эксперименториентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности.
1. Лабораторный
2. Естественный
3. Констатирующий
4. Формирующий
22. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Проверка общих гипотез, разработанных моделей и структур, комплексных нововведений.
1. Зондирующий (проверочный).
2. Созидательный (преобразующий).
3. Абсолютный.
4. Сравнительный.
23. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности организован так, что экспериментальная группа (экспериментальный объект) оценивается относительно контрольной.
1. Зондирующий (проверочный).
2. Созидательный (преобразующий).
3. Абсолютный.
4. Сравнительный.
24. Какому принципу организации сравнительного эксперимента соответствует приведенная характеристика, когда эксперимент не требует выбора и отработки контрольных объектов, уравнивания условий, а организуется в самых различных условиях. Если при этом во всех случаях внесение экспериментально проверяемых усовершенствований дает положительный результат по сравнению.
1. Принципу единственного различия.
2. Принципу единственного сходства.
3. Принципу сопутствующих изменений.
25. Какой метод исследования целесообразно применить в данной ситуации? Исследователю необходимо изучит динамику процесса, результаты нововведений, изменение объекта в течение определенного периода времени.
- Наблюдение.
- Изучение литературы.
- Опрос.
- Беседа.
26. О каком методе исследования идет речь: выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений, выявление в них общего и особенного, установление общего принципа или правила?
- Анализ.
- Синтез.
- Индукция.
- Дедукция.
ПО РАЗДЕЛУ 4
1. … - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
- Педагогический процесс
- Образовательный процесс
- Методы педагогического исследования
- Суждение
2. Какие задачи решает наука с помощью методов исследования? Выделите правильные ответы.
1. Добывает информацию об изучаемом предмете.
2. Внедряет в практику результаты научных исследований.
3. Планирует проведение исследований.
4. Анализирует и обрабатывает полученные данные.
5. Выявляет закономерные связи и отношения.
3. Мысленное проникновение в сущность процессов, выявление внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития относится к ... методам исследования.
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. математическим
4. статистическим
4. Обработка полученных данных, установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями к ... методам исследования.
1. теоретическим
2. эмпирическим
3. математическим и статистическим
5. О каком методе исследования идет речь: выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений, выявление в них общего и особенного, установление общего принципа или правила?
1. Анализ.
2. Синтез.
3. Индукция.
4. Дедукция.
6. О каком методе исследования идет речь: выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования, установление общих признаков явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу?
- Сравнение.
- Обобщение.
- Абстрагирование.
- Моделирование.
7. Метод … предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.
- Анализ.
- Синтез.
- Индукция.
- Дедукция.
8. Под … как методом исследования понимается выделение предмета изучения в «чистом» виде, отбрасывание всех побочных влияний, многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя.
- сравнением
- обобщением
- абстрагированием
- моделированием
9. Какой метод исследования целесообразно применить в данной ситуации? Исследователю необходимо изучит динамику процесса, результаты нововведений, изменение объекта в течение определенного периода времени.
1. Наблюдение.
2. Изучение литературы.
3. Опрос.
4. Беседа.
10. Какой вид наблюдения используется, когда педагог наблюдает за учебной деятельностью учеников в процессе обучения – во время уроков, экскурсий, походов, дискуссий?
- Широкое
- Узкоспециальное
- Невключенное
- Включенное
11. В каких формах может использоваться метод опроса? Выберите несколько вариантов.
1. Устная форма (интервью).
2. Устная форма (беседа).
3. Письменная форма (анкетирование).
4. Письменная форма (тестирование).
12. Вместо многоточия укажите пропущенное слово. … - это выяснение мнения и оценки события, явления, процесса конкретного лица путем постановки ему соответствующих вопросов.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Интервью
- Анкетирование
13. Под … понимается исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
1. Беседа.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование
4. Интервью
14. … применяется, когда исследователю необходимо выявить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.
1. Наблюдение
2. Беседа
3. Тестирование
4. Эксперимент
15. Когда нужно выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов, проводить диагностику познавательной сферы личности, особенностей мышления применяются ...
1. тесты способностей.
2. тесты достижений.
3. личностные тесты.
4. проективные тесты.
&nb