I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0
II. Устный счёт.
1. С р а в н и т е выражения:
16 · 3 … 16 · 5 225 : 5 … 225 · 5 364 · 4 … 364 + 4 | 998 + 1 … 998 – 1 327 · 0 … 327 + 0 32 : 32 … 32 – 32 |
2. Р е ш и т е задачу.
Петрушка пошёл на масленичный базар. У него было 60 полушек. Сколько он сможет купить пряников, если каждый пряник стоит 8 полушек? Сколько полушек у него останется?
(Полушка – старинная мелкая медная монета.)
3. Р а з р е ж ь т е эту фигуру на 4 одинаковые части.
4. Р а с ш и ф р у й т е слово.
9 (ост. 2) | 3 (ост. 2) | 7 (ост. 3) | 5 (ост. 1) | 8 (ост. 3) | 9 (ост. 2) | 6 (ост. 4) | 8 (ост. 1) |
К | А | Р | У | С | Е | Л | Ь |
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте математические записи на доске:
o + 6 = 12
13 – o = 4
o – 7 = 21
o · 4 = 24
25 : o = 5
o : 6 = 6
34 : o = 6 (ост. 4)
– Какие пропуски вы можете заполнить?
– С какой трудностью вы столкнулись? Как заполнить пропуски в последнем равенстве?
– Сегодня на уроке мы составим правило нахождения делимого по данному значению частного и остатку.
IV. Работа по теме.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (№ 88).
– Сравните равенства. Чем они отличаются? (Во втором равенстве есть остаток при делении.)
– Решите уравнение.
З а п и с ь: x : 7 = 9
x = 9 · 7
x = 63
63 : 7 = 9
9 = 9
– Как найти неизвестное число во втором равенстве?
– Проанализируйте решения учащихся в пункте 4.
– Кто из ребят прав? (Прав Ваня.)
– Найдите делимые в равенствах пункта 5.
З а п и с ь: а) y : 6 = 8 (ост. 2) б) b : 8 = 7 (ост. 5)
y = 6 · 8 + 2 = 50 b = 8 · 7 + 5 = 61
в) с : 9 = 4 (ост. 8)
с = 9 · 4 + 8 = 44
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток.
2. Р а б о т а в парах. Взаимопроверка.
– Выполните деление и проверьте результаты.
65 : 9 49 : 8 26 : 7 41 : 9 54 : 8
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Работа по теме.
1. Р е ш е н и е задачи (№ 89).
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи в таблице и решите её.
З а п и с ь:
Кол-во людей в 1 бригаде | Кол-во бригад | Всего людей | |
8 чел. | 3 бр. | ? чел. | ? чел. |
9 чел. | 1 бр. | 9 чел. |
Р е ш е н и е.
1) 8 · 3 = 24 (чел.) – в 3 бригадах.
2) 9 + 24 = 33 (чел.) – всего.
О т в е т: 33 человека.
– Запишите решение задачи сложным выражением.
З а п и с ь: 9 + 8 · 3 = 33 (чел.)
– Составьте задачу с тем же сюжетом, которая решалась бы с помощью выражения 7 · 3 + 8 · 2.
З а п и с ь:
Кол-во людей в 1 бригаде | Кол-во бригад | Всего людей | |
7 чел. | 3 бр. | ? чел. | ? чел. |
8 чел. | 2 бр. | ? чел. |
Р е ш е н и е.
О т в е т: 37 человек.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
З а д а н и е № 2 «Проверь себя».
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Составьте краткую запись задачи и решите её.
З а п и с ь:
Засушила – ? гр., 6 веток по 5 гр. Положила – ? гр., на 47 б. | ? гр. |
Р е ш е н и е.
1) 5 · 6 = 30 (гр.) – засушила.
2) 30 + 47 = 77 (гр.) – положила в дупло.
3) 77 + 30 = 107 (гр.) – всего.
О т в е т: 107 гр.
– Запишите решение задачи сложным выражением.
З а п и с ь: (5 · 6 + 47) + 47 = 107 (гр.)
З а д а н и е № 3 «Проверь себя».
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите её.
З а п и с ь:
Сосна – 9 м Липа – 8 м Эвкалипт – 72 м | во ? раз б. | во ? раз м. |
Р е ш е н и е.
1) 72 : 9 = 8 (раз) – выше эвкалипт, чем сосна.
2) 72 : 8 = 9 (раз) – ниже липа, чем эвкалипт.
О т в е т: в 8 раз выше; в 9 раз ниже.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти делимое при известном значении частного и остатке?
Домашнее задание: № 88 (7), № 5 «Проверь себя».
У р о к 22.
Контрольная работа по теме
«Деление с остатком»
Цель: проверить умение и навык деления двузначного числа на однозначное, решения задач, уравнений.
Ход урока
В а р и а н т I
1. В ы п о л н и т е деление с остатком.
14 : 4 24 : 7 39 : 7
15 : 6 28 : 3 43 : 5
2. Р е ш и т е задачу.
В киоске продали 72 марки, открыток в 8 раз меньше, чем марок, а конвертов в 7 раз больше, чем открыток.
Сколько конвертов продали в киоске?
3. Р е ш и т е уравнения.
32 : х = 4 х : 9 = 9
4. З а п о л н и т е пропуски.
o : 9 = 4 (ост. 7) o : 7 = 7 (ост. 4)
o : 6 = 7 (ост. 5) o : 3 = 5 (ост. 2)
В а р и а н т II
1. В ы п о л н и т е деление с остатком.
17 : 7 34 : 6 53 : 7
21 : 5 85 : 9 59 : 8
2. Р е ш и т е задачу.
В столовую привезли 66 кг яблок, груш в 6 раз меньше, чем яблок, а слив в 5 раз больше, чем груш.
Сколько слив привезли?
3. Р е ш и т е уравнения.
48 : х = 8 х : 5 = 25
4. З а п о л н и т е пропуски.
o : 8 = 6 (ост. 7) o : 5 = 6 (ост. 4)
o : 9 = 5 (ост. 8) o : 4 = 4 (ост. 3)
У р о к 23.
Сложение трехзначных чисел
без перехода через разряд единиц
Цель: познакомить с алгоритмом выполнения операции сложения трехзначных чисел без перехода через разряд на основании умений складывать двузначные числа.
Ход урока