I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0

II. Устный счёт.

1. С р а в н и т е выражения:

16 · 3 … 16 · 5 225 : 5 … 225 · 5 364 · 4 … 364 + 4 998 + 1 … 998 – 1 327 · 0 … 327 + 0 32 : 32 … 32 – 32

2. Р е ш и т е задачу.

Петрушка пошёл на масленичный базар. У него было 60 полушек. Сколько он сможет купить пряников, если каждый пряник стоит 8 полушек? Сколько полушек у него останется?

(Полушка – старинная мелкая медная монета.)

3. Р а з р е ж ь т е эту фигуру на 4 одинаковые части.

I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru

4. Р а с ш и ф р у й т е слово.

I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru

9 (ост. 2) 3 (ост. 2) 7 (ост. 3) 5 (ост. 1) 8 (ост. 3) 9 (ост. 2) 6 (ост. 4) 8 (ост. 1)
               
К А Р У С Е Л Ь

III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте математические записи на доске:

o + 6 = 12

13 – o = 4

o – 7 = 21

o · 4 = 24

25 : o = 5

o : 6 = 6

34 : o = 6 (ост. 4)

– Какие пропуски вы можете заполнить?

– С какой трудностью вы столкнулись? Как заполнить пропуски в последнем равенстве?

– Сегодня на уроке мы составим правило нахождения делимого по данному значению частного и остатку.

IV. Работа по теме.

1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (№ 88).

– Сравните равенства. Чем они отличаются? (Во втором равенстве есть остаток при делении.)

– Решите уравнение.

З а п и с ь: x : 7 = 9

x = 9 · 7

x = 63

63 : 7 = 9

9 = 9

– Как найти неизвестное число во втором равенстве?

– Проанализируйте решения учащихся в пункте 4.

– Кто из ребят прав? (Прав Ваня.)

– Найдите делимые в равенствах пункта 5.

З а п и с ь: а) y : 6 = 8 (ост. 2) б) b : 8 = 7 (ост. 5)

y = 6 · 8 + 2 = 50 b = 8 · 7 + 5 = 61

в) с : 9 = 4 (ост. 8)

с = 9 · 4 + 8 = 44

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток.

2. Р а б о т а в парах. Взаимопроверка.

– Выполните деление и проверьте результаты.

65 : 9 49 : 8 26 : 7 41 : 9 54 : 8

I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Работа по теме.

1. Р е ш е н и е задачи (№ 89).

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи в таблице и решите её.

З а п и с ь:

Кол-во людей в 1 бригаде Кол-во бригад Всего людей
8 чел. 3 бр. ? чел. I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru ? чел.
9 чел. 1 бр. 9 чел.

Р е ш е н и е.

1) 8 · 3 = 24 (чел.) – в 3 бригадах.

2) 9 + 24 = 33 (чел.) – всего.

О т в е т: 33 человека.

– Запишите решение задачи сложным выражением.

З а п и с ь: 9 + 8 · 3 = 33 (чел.)

– Составьте задачу с тем же сюжетом, которая решалась бы с помощью выражения 7 · 3 + 8 · 2.

З а п и с ь:

Кол-во людей в 1 бригаде Кол-во бригад Всего людей
7 чел. 3 бр. ? чел. I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru ? чел.
8 чел. 2 бр. ? чел.

Р е ш е н и е.

I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru

О т в е т: 37 человек.

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

З а д а н и е № 2 «Проверь себя».

– Прочитайте задачу.

– Что известно в задаче?

– Что требуется узнать?

– Составьте краткую запись задачи и решите её.

З а п и с ь:

Засушила – ? гр., 6 веток по 5 гр. Положила – ? гр., на 47 б. I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru ? гр.

Р е ш е н и е.

1) 5 · 6 = 30 (гр.) – засушила.

2) 30 + 47 = 77 (гр.) – положила в дупло.

3) 77 + 30 = 107 (гр.) – всего.

О т в е т: 107 гр.

– Запишите решение задачи сложным выражением.

З а п и с ь: (5 · 6 + 47) + 47 = 107 (гр.)

З а д а н и е № 3 «Проверь себя».

– Прочитайте задачу.

– Что известно в задаче?

– Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи и решите её.

З а п и с ь:

Сосна – 9 м Липа – 8 м Эвкалипт – 72 м I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru во ? раз б. I. Организационный момент. 1. С р а в н и т е выражения: 16 · 3 16 · 5 225 : 5 225 · 5 364 · 4 364 + 4 998 + 1 998 – 1 327 · 0 - student2.ru во ? раз м.

Р е ш е н и е.

1) 72 : 9 = 8 (раз) – выше эвкалипт, чем сосна.

2) 72 : 8 = 9 (раз) – ниже липа, чем эвкалипт.

О т в е т: в 8 раз выше; в 9 раз ниже.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти делимое при известном значении частного и остатке?

Домашнее задание: № 88 (7), № 5 «Проверь себя».

У р о к 22.
Контрольная работа по теме
«Деление с остатком»

Цель: проверить умение и навык деления двузначного числа на однозначное, решения задач, уравнений.

Ход урока

В а р и а н т I

1. В ы п о л н и т е деление с остатком.

14 : 4 24 : 7 39 : 7

15 : 6 28 : 3 43 : 5

2. Р е ш и т е задачу.

В киоске продали 72 марки, открыток в 8 раз меньше, чем марок, а конвертов в 7 раз больше, чем открыток.

Сколько конвертов продали в киоске?

3. Р е ш и т е уравнения.

32 : х = 4 х : 9 = 9

4. З а п о л н и т е пропуски.

o : 9 = 4 (ост. 7) o : 7 = 7 (ост. 4)

o : 6 = 7 (ост. 5) o : 3 = 5 (ост. 2)

В а р и а н т II

1. В ы п о л н и т е деление с остатком.

17 : 7 34 : 6 53 : 7

21 : 5 85 : 9 59 : 8

2. Р е ш и т е задачу.

В столовую привезли 66 кг яблок, груш в 6 раз меньше, чем яблок, а слив в 5 раз больше, чем груш.

Сколько слив привезли?

3. Р е ш и т е уравнения.

48 : х = 8 х : 5 = 25

4. З а п о л н и т е пропуски.

o : 8 = 6 (ост. 7) o : 5 = 6 (ост. 4)

o : 9 = 5 (ост. 8) o : 4 = 4 (ост. 3)

У р о к 23.
Сложение трехзначных чисел
без перехода через разряд единиц

Цель: познакомить с алгоритмом выполнения операции сложения трехзначных чисел без перехода через разряд на основании умений складывать двузначные числа.

Ход урока

Наши рекомендации