III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте математические записи на доске:
15 : 5 = 3 (ост. 0) 16 : 5 = 3 (ост. 1) 17 : 5 = 3 (ост. ?) | 20 : 5 = 4 (ост. 0) 21 : 5 = 4 (ост. 1) 22 : 5 = 4 (ост. ?) |
– По какому правилу составлены данные столбики?
– Сегодня на уроке мы будем выполнять деление с остатком, когда остаток равен 2.
IV. Работа по теме урока.
1. Ф р о н т а л ь н а я работа (№ 80).
– Разделите числа 9, 16, 23, 30 на 7.
З а п и с ь: 9 : 7 = 1 (ост. 2) 23 : 7 = 3 (ост. 2)
16 : 7 = 2 (ост. 2) 30 : 7 = 4 (ост. 2)
– Чем похожи получившиеся результаты? (Остаток равен двум.)
– Как расположены в натуральном ряду данные числа и числа, делящиеся на 7 без остатка? (Числа, делящиеся на 7 с остатком 2, находятся по счёту вторыми от чисел, которые делятся на 7 без остатка.)
– Выберите другой делитель и проверьте, сохранится ли данная закономерность расположения чисел.
40 : 5 = 8
41 : 5 = 8 (ост. 1)
42 : 5 = 8 (ост. 2)
2. Р е ш е н и е задач (№ 81).
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Запишите задачу кратко в виде схемы.
З а п и с ь:
? к. |
– Выполните решение данной задачи.
Р е ш е н и е.
1) 8 · 3 = 24 (к.) – малины.
2) 24 + 8 = 32 (кг) – всего.
О т в е т: 32 кг.
– Составьте и запишите к задаче обратную, в которой был бы задан вопрос «Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?».
З а д а ч а 1. На участке посадили всего 32 куста. Смородины посадили 8 кустов, остальные кусты – малины. Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?
Р е ш е н и е.
1) 32 – 8 = 24 (к.) – малины.
2) 24 : 8 = 3 (раза) – больше кустов малины.
О т в е т: в 3 раза больше.
З а д а ч а 2. На участке посадили всего 32 куста. Малины посадили 24 куста, остальные кусты – смородины. Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?
Р е ш е н и е.
1) 32 – 24 = 8 (к.) – смородины.
2) 24 : 8 = 3 (раза) – больше кустов малины.
О т в е т: в 3 раза больше.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Работа по теме урока.
1. Ф р о н т а л ь н а я работа (№ 82).
– Чем похожи данные математические записи? (Это равенства с величинами.)
– Назовите единицы длины.
– Заполните в равенствах пропуски.
5 м 8 дм = 580 см 709 см = 7 м 9 см 74 дм = 7 м 4 дм 260 см = 26 дм 0 см | 5 м 3 дм 7 см = 537 см 360 мм = 3 дм 6 см 3 дм 6 см 2 мм = 362 мм 63 мм = 0 дм 6 см 3 мм |
– Все ли пропуски вы заполнили? (Нет.)
– Какие отрезки можно начертить в тетради? (6 см 3 мм.)
– Начертите этот отрезок.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я работа (№ 83 (первое уравнение)).
– Решите уравнение.
R · 8 = 72
R = 72 : 8
R = 9
9 · 8 = 72
72 = 72
– Какие уравнения можно решить с помощью числового равенства 9 · 8 = 72?
З а п и с ь: 9 · R = 72
72 : R = 8
72 : R = 9
R : 8 = 9
R : 9 = 8
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите единицы длины.
– Как ответить на вопрос «Во сколько раз больше (меньше)?».
Домашнее задание: № 83 (2, 3 уравнения).
У р о к 20.
Наибольший остаток всегда
на 1 меньше делителя
Цели: учить находить наибольший остаток при делении; совершенствовать умения решать задачи и составлять обратные задачи; закреплять умение восстанавливать сложное выражение; повторять знание соотношений единиц измерения массы и длины; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. С о е д и н и т е линиями примеры с одинаковыми ответами:
2. С о с т а в ь т е два квадрата из таких частей.
3. Р е ш и т е кроссворд.
По горизонтали:
1. Часть прямой.
2. Арифметическое действие.
3. Геометрическая фигура.
По вертикали:
4. Единица длины.
5. Компонент деления.