III. Сообщение темы урока. €

– Прочитайте математические записи на доске:

15 : 5 = 3 (ост. 0) 16 : 5 = 3 (ост. 1) 17 : 5 = 3 (ост. ?) 20 : 5 = 4 (ост. 0) 21 : 5 = 4 (ост. 1) 22 : 5 = 4 (ост. ?)

– По какому правилу составлены данные столбики?

– Сегодня на уроке мы будем выполнять деление с остатком, когда остаток равен 2.

IV. Работа по теме урока.

1. Ф р о н т а л ь н а я работа (№ 80).

– Разделите числа 9, 16, 23, 30 на 7.

З а п и с ь: 9 : 7 = 1 (ост. 2) 23 : 7 = 3 (ост. 2)

16 : 7 = 2 (ост. 2) 30 : 7 = 4 (ост. 2)

– Чем похожи получившиеся результаты? (Остаток равен двум.)

– Как расположены в натуральном ряду данные числа и числа, делящиеся на 7 без остатка? (Числа, делящиеся на 7 с остатком 2, находятся по счёту вторыми от чисел, которые делятся на 7 без остатка.)

– Выберите другой делитель и проверьте, сохранится ли данная закономерность расположения чисел.

40 : 5 = 8

41 : 5 = 8 (ост. 1)

42 : 5 = 8 (ост. 2)

2. Р е ш е н и е задач (№ 81).

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Запишите задачу кратко в виде схемы.

З а п и с ь:

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru III. Сообщение темы урока. € - student2.ru ? к.

– Выполните решение данной задачи.

Р е ш е н и е.

1) 8 · 3 = 24 (к.) – малины.

2) 24 + 8 = 32 (кг) – всего.

О т в е т: 32 кг.

– Составьте и запишите к задаче обратную, в которой был бы задан вопрос «Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?».

З а д а ч а 1. На участке посадили всего 32 куста. Смородины посадили 8 кустов, остальные кусты – малины. Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?

Р е ш е н и е.

1) 32 – 8 = 24 (к.) – малины.

2) 24 : 8 = 3 (раза) – больше кустов малины.

О т в е т: в 3 раза больше.

З а д а ч а 2. На участке посадили всего 32 куста. Малины посадили 24 куста, остальные кусты – смородины. Во сколько раз кустов малины посажено больше, чем кустов смородины?

Р е ш е н и е.

1) 32 – 24 = 8 (к.) – смородины.

2) 24 : 8 = 3 (раза) – больше кустов малины.

О т в е т: в 3 раза больше.

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Работа по теме урока.

1. Ф р о н т а л ь н а я работа (№ 82).

– Чем похожи данные математические записи? (Это равенства с величинами.)

– Назовите единицы длины.

– Заполните в равенствах пропуски.



5 м 8 дм = 580 см 709 см = 7 м 9 см 74 дм = 7 м 4 дм 260 см = 26 дм 0 см 5 м 3 дм 7 см = 537 см 360 мм = 3 дм 6 см 3 дм 6 см 2 мм = 362 мм 63 мм = 0 дм 6 см 3 мм

– Все ли пропуски вы заполнили? (Нет.)

– Какие отрезки можно начертить в тетради? (6 см 3 мм.)

– Начертите этот отрезок.

2. С а м о с т о я т е л ь н а я работа (№ 83 (первое уравнение)).

– Решите уравнение.

R · 8 = 72

R = 72 : 8

R = 9

9 · 8 = 72

72 = 72

– Какие уравнения можно решить с помощью числового равенства 9 · 8 = 72?

З а п и с ь: 9 · R = 72

72 : R = 8

72 : R = 9

R : 8 = 9

R : 9 = 8

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите единицы длины.

– Как ответить на вопрос «Во сколько раз больше (меньше)?».

Домашнее задание: № 83 (2, 3 уравнения).

У р о к 20.
Наибольший остаток всегда
на 1 меньше делителя

Цели: учить находить наибольший остаток при делении; совершенствовать умения решать задачи и составлять обратные задачи; закреплять умение восстанавливать сложное выражение; повторять знание соотношений единиц измерения массы и длины; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. С о е д и н и т е линиями примеры с одинаковыми ответами:

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

2. С о с т а в ь т е два квадрата из таких частей.

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

3. Р е ш и т е кроссворд.

По горизонтали:

1. Часть прямой.

2. Арифметическое действие.

3. Геометрическая фигура.

По вертикали:

4. Единица длины.

5. Компонент деления.

III. Сообщение темы урока. € - student2.ru

Наши рекомендации