Специфика восприятия и усвоения алгебраического материала учащимися классов КРО
К изучению алгебры особенные школьники приступают в возрасте 12–13 лет. Это переходный возраст от детства к раннему юношеству. По сравнению с младшими школьниками подростки отличаются быстрым ростом физических, умственных и волевых качеств. В переходный период головной мозг человека обогащается многими ассоциативными функциями, значительно повышается роль второй сигнальной системы. Постепенно происходит изменение мышления: в конкретно-наглядном содержании его, свойственном ребенку раннего школьного возраста, под влиянием обучения создаются предпосылки для образования понятий. Подросток начинает пользоваться рассуждениями для выяснения причинно-следственных зависимостей; появляется стремление пояснить, обосновать. К концу переходного периода роль абстрактного мышления значительно возрастает, а сам процесс мышления улучшается. Растут познавательные интересы.
Задачи, которые стоят перед учителем в отношении школьников с трудностями в обучении, определяются в зависимости от итогов предшествующего периода. Если ученика после 6 класса переводят на массовые формы обучения, он все так же продолжает нуждаться в педагогической поддержке. Задачи же коррекционно-развивающего обучения школьников, оставшихся в 7–9 классах КРО, в целом сводятся к такому перечню [33]: формирование социально-нравственного поведения; развитие личностных компонентов познавательной деятельности; формирование и закрепление умений планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности; индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся; охрана и укрепление их здоровья; социально-трудовая адаптация; обеспечение учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения учебных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта. И решать эти задачи учитель должен на конкретном предметном материале.
Усвоение содержания курса алгебры вызывает определенные трудности у школьников вообще и особенных школьников в частности. Эти трудности связаны с содержанием курса, спецификой его усвоения, особенностями познавательной и эмоционально-волевой сфер рассматриваемого контингента детей.
Содержание школьного курса алгебры и специфика его усвоения определяются особенностями предметного характера и проистекающими из них проблемами. Специфика обучения алгебре как предмету включает [16]: абстрактность содержания; терминологию и символику; необходимость совмещения алгоритмизации материала и необходимость мыслить нестандартно, анализировать характер изложения материала; недостаточный учет возрастных особенностей учащихся и отсутствие мотивации.
У особенных учащихся рассматриваемого возраста слабо развита способность к абстрагированию. Поэтому при усвоении абстрактных понятий, которыми так богата алгебра, целесообразно сводить их к более низкому уровню абстракции, например, алгебраического материала к арифметическому. С особенными детьми следует практиковать специальную работу по усвоению алгебраической терминологии и символики, в ходе которой нужно обращать внимание на аналогичность формы при различии содержания.
Алгебра – наиболее алгоритмизированный раздел математики. Поэтому имеется проблема совместимости алгоритмизации материала с необходимостью мыслить нестандартно. В какой-то мере проблему можно решить, если избегать однотипности формулировок. Кроме того, после введения алгоритма нужно обязательно предлагать задачи, для решения которых можно, но нерационально использовать алгоритм (т.е. показать ограниченность действия алгоритма).
Математические формулы имеют две равнозначные части. Национально-типологической особенностью российских школьников является просмотр информации слева направо. Учащиеся гораздо чаще используют теоремы-тождестваслева направо, чем справа налево. Необходимо заострять внимание учащихся на обратном прочтении формул, теорем.
Изложение и характер материала курса алгебры имеют преимущественно аналитический характер, что во многом определяет трудности для его восприятия и усвоения. Поэтому необходимо пытаться организовывать целостное восприятие материала. При изучении материала учебников особенные школьники очень часто сталкиваются со следующими проблемами: дедуктивность изложения в материалах учебников не всегда согласуется с возрастом учащихся, их особенностями и возможностями; неосознанность целей изучения, малое количество жизненных ситуаций, элементов занимательности вызывает отсутствие мотивации у учащихся.
Обучение математике означает и обучение математическому языку. Недостаток традиционной методики в том, что в ней не подчеркивается различие между языковым выражением, с помощью которого обозначается объект (именем), и самим объектом (денотат имени). Большие трудности вызывает символическое использование обозначений переменных величин.
Ученые [16]рекомендуют, учитывая особенности умственного развития особенных учащихся, особенно 7 классов, использовать в обучении алгебре преимущественно конкретно-индуктивный метод. Применяя его, учитель опирается на рассмотрение примеров, частных случаев, задач с конкретным содержанием и ведет учащихся через обобщения к новым понятиям, правилам, алгоритмам.
Преподавание алгебры по сравнению с геометрией беднее наглядностью. Необходимо использовать все возможности применения наглядного материала для показа изменения и зависимости величин, используя числовую ось, графики функций, геометрические иллюстрации при решении задач.
Независимо от того, как организовано обучение, отработка полученных знаний занимает, как минимум, 50% учебного времени. Среди задач для закрепления темы встречается большое количество однотипных. С одной стороны, однотипность при обучении алгебре необходима, с другой – она приводит к снижению интереса, внимания, к ошибкам, ослабляет активность мыслительной деятельности. Таким образом, нужно сохранить однотипность системы упражнений и вместе с тем нейтрализовать ее отрицательные последствия. Этому способствуют игровые формы проведения уроков.
Исследования [16]показывают, что лучший результат усвоения достигнут учащимися в ситуации, когда число выполняемых ими однотипных упражнений равно трем.
Содержание коррекционно-развивающего курса алгебры основной школы.
Выше было отмечено, что ученики 5–9 классов КРО, как и все дети, посещающие общеобразовательную школу, должны освоить обязательный минимум содержания основного общего образования.
Алгебра – один из ключевых курсов, входящих в образовательную область «Математика». Основные разделы курса: учение о числе; тождественные преобразования; уравнения, неравенства и их системы; элементарные функции; приближенные и инструментальные вычисления. Охарактеризуем выделенные линии подробнее.
Числа и вычисления
Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем. Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби и ее применение к преобразованию дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Среднее арифметическое. Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональность величин. Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.
Целые числа. Рациональные числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Понятие об иррациональном числе.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств.
Приближенные значения. Абсолютная и относительная погрешности. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Запись чисел в стандартном виде. Вычисления с помощью калькулятора.
Квадратный корень. Десятичные приближения квадратного корня.
Выражения и их преобразования
Буквенные выражения. Числовые подстановки и буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Многочлены. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых. Сложение и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен: выделение квадрата двучлена, разложение на множители.
Алгебраические дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей.
Степень с целым показателем и ее свойства.
Свойства арифметического квадратного корня и их применение к преобразованию выражений.
Синус, косинус, тангенс произвольного угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена и суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач составлением уравнений и систем.
Линейные неравенства с одной переменной.
Функции
Прямоугольная система координат на плоскости.
Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание функции, сохранение знака на промежутке. Функции: у = kх, у = kх + b, у = k/х; у = х2, у = х3, у = ах2 + bх + с, у = х, у =│х│.
Таблицы и диаграммы. Графики реальных зависимостей.
Если сравнить коррекционно-развивающий курс алгебры с базовым курсом, можно увидеть некоторую (незначительную) упрощенность его содержания. Так, например, из коррекционно-развивающего курса алгебры полностью исключен материал, связанный с доказательством тождеств, теоремой Виета, системами линейных неравенств, решением задач, приводящих к простейшим рациональным уравнениям и т.д. Большинство исключенных тем носит вспомогательный характер, и их использование в классах КРО не является обязательным. Кроме того, многие изучаемые особенными учащимися формулы приводятся без доказательств. Упрощение материала напрямую связано с особенностями ученического контингента, изучающего характеризуемый курс.