Уравнение. Решение задач
С помощью уравнений (п. 10)
Цели:выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, научить решать задачи составлением уравнения.
Оборудование: таблицы для ответов каждому ученику, билеты с вопросами теории п. 6 и п. 10.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Какое правило используется при решении № 395 (а) и 395 (в)?
2. Как составить выражение к задаче № 398?
3. Тест (выполняется устно, в таблицу заносится только номер ответа).
Вариант I
1. Решите уравнение: 18 + у = 41.
1) 18; 2) 50; 3) 24; 4) 60.
2. Решите уравнение: х – 23 = 41.
1) 18; 2) 64; 3) 28; 4) 65.
3. Какое из чисел 1, 2, 3 является корнем уравнения х × х = 4х – 4?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) среди приведенных чисел корней нет.
4. Составьте уравнение для решения задачи:
Четыре одинаковые пачки печенья, весом х г каждая, и трёхсотграммовая пачка вафель весят вместе 750 г. Сколько весит одна пачка печенья?
1) х + 300 = 750 2) 304х = 750
3) 750 : х + 4 = 300 4) 4х + 300 = 750
5. Решите уравнение: 73 – х = 21.
1) 94; 2) 52; 3) 92; 4) 61.
Вариант II
1. Решите уравнение: m + 27 = 43.
1) 16; 2) 26; 3) 70; 4) 60.
2. Решите уравнение: 45 – а = 29.
1) 16; 2) 26; 3) 74; 4) 64.
3. Какое из чисел 1, 2, 3 является корнем уравнения 6х = 9 + х × х?
1) среди приведенных чисел корней нет; 2) 3; 3) 2; 4) 1.
4. Составьте уравнение для решения задачи:
На решение каждого из 5 уравнений Пете потребовалось х минут, а на решение задачи – 10 минут. Сколько минут Петя решал одно уравнение, если на решение всех уравнений и задачи он потратил 45 минут?
1) 5 х + 10 = 45 2) х + 10 = 45
3) 15х = 45 4) 45 : х + 5 = 10
5. Решите уравнение: х – 29 = 94.
1) 65; 2) 123; 3) 75; 4) 113.
Каждому ученику дается вот такая таблица, которую он заполняет.
Фамилия, имя класс | |||||
№ задания | I | II | III | IV | V |
№ ответа |
III. Работа по теме урока.
Выбирается экспертная группа (садится за отдельный стол).
1. У доски решают задания трое учеников.
1) № 372 (б);
2) № 372 (д);
3) № 372 (е).
Экспертная группа проверяет, задает по два вопроса из теории и оценивает ответ ученика. Очень важно спросить самого ученика, согласен ли он с такой оценкой.
2. Вызываются еще три ученика к доске; они молча решают задания затем объясняют, экспертная группа оценивает.
1) № 373 (б);
2) № 373 (в);
3) № 373 (г).
3. Коллективно с классом № 375.
4. Вызываются 4 ученика к доске, ответы оценивает экспертная группа.
1) 375 (а);
2) 375 (б);
3) 377 (а);
4) 789 (а).
IV. Итог урока.
1. Объяснить решение уравнения № 376(а), сделать проверку.
2. № 391 (а, б) – устно.
V. Домашнее задание:п. 10; № 395 (б, г); 396 (а), 397 (а), 400.
Урок № 35
Уравнение. Решение задач
С помощью уравнений (п. 10)
Цели:выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, научить решать задачи составлением уравнения.
Оборудование: кодоскоп, кодопозитивы; 14 карточек для математического лото.
Ход урока
I. Устные упражнения.
(Вопросы подобраны специально для развивающего мышления.)
1. Решите уравнения (кодопозитивы):
х + 42 + 42 = 42 × 3 432 : х × 8 = 432
у + у + у = 115 × 3 7 × 9 : х = 7
26 + 26 + 26 = 26 × х 15 × а = 15 : а
43 – х – х = 43 у + у = у × у
2. Найдите неизвестное слово (задание записано на доске цветными мелками).
(Ответ: ТАНК, так как корни уравнения указывают, какие по счету буквы надо исключить).
3. Из всех корней уравнений укажите самое большое число. (Задание записано на кодопозитиве.)
а + 23 = 41; е : 4 = 9; 85 – k = 72; х – 63 = 26.
II. Работа по теме урока.
«Математическое лото».
На столе учителя разложены 15 карточек с номерами и текстами заданий. Вызываются 14 учащихся, каждый из которых берет себе карточку.
Сначала решают у доски три человека с номерами:
1) 376 (б); 2) 376 (в); 3) 376 (г).
Затем вызываются четыре человека с номерами:
1) 373 (д); 2) 373 (е); 3) 373 (б); 4) 373 (в).
Затем выходят еще четыре ученика с номерами:
1) 378 (в); 2) 379 (а); 3) 379 (б); 4) 379 (в).
Завершают «математическое лото» три человека:
1) 391 (г); 2) 391 (д); 3) 391 (е).
III. Итог урока.
Задания записаны на откидной доске, решаются устно.
1. Решить уравнение:
а) х + 186 = 300; б) а – 94 = 124.
(Вспомнить правила, как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое.)
2. Решить уравнение: (24 – х) + 37 = 49 (решить двумя способами).
3. Угадать корень уравнения: х + 3 = 9 – х. Сделать проверку.
IV. Домашнее задание:п. 10; № 395 (д, е); 396 (б), 397 (б), 402.
Уравнение. Решение задач
С помощью уравнений (п. 10)
Цели:выработать навык в нахождении компонентов при сложении и вычитании, научить решать задачи составлением уравнения.
Оборудование: портрет Карла Гаусса (1777–1855); у каждого чистый тетрадный листок и фломастеры.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Какое правило используется при решении № 395 (д), 395 (е), 396 (б)?
2. Какое уравнение составлено для решения № 397 (б)?
3. № 382 (в, г, д) (записать ответы фломастером на листке и показать учителю).
4. № 384.
5. Из истории математики.
Когда учитель одного в будущем известного ученого хотел, чтобы в классе хотя бы час стояла тишина, он задавал ученикам задачи, требующие сложных расчетов. Одноклассники его долго корпели над своими арифметическими задачами. А у этого мальчика, которому было в то время 9 лет, ответы были готовы уже через несколько секунд. Однажды учитель предложил устно найти сумму натуральных чисел: 1 + 2 + 3 +…+98 + 99 + 100. Не успел учитель закончить эту запись на доске, как у мальчика был готов ответ. Кто этот ученый? Чему равна эта сумма? (Ответ: 5050). Как считал мальчик Карл?
6. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедистов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедистов?
(Ответ: 5 машин и 15 велосипедистов).