II. Устные упражнения
1. Сделать «прикидку» и сказать, в каком из примеров ответ: 241, 290, 336.
153 + 7 238 + 3 118 + 17
284 + 6 372 + 9
2.
3. Существует ли натуральное число, которое равно сумме всех предшествующих ему натуральных чисел? (Ответ: 3.)
III. Работа по теме урока.
1. № 200 (устно), 201 (устно).
2. К доске вызываются четыре ученика (№ 202, 196 (а, б), 197 (г), 211), они молча решают номера у доски, класс молча решает в своих тетрадях.
Затем сверяется правильность решений. Ученикам, которые у доски, учащиеся задают вопросы. Ученики оценивают свои ответы сами и ставят себе оценку. Если учитель согласен с оценкой, то она выставляется в журнал.
3. Итоговая беседа по вопросам:
Как изменяется сумма, если:
а) одно из слагаемых увеличиваем на 15?
б) одно из слагаемых увеличиваем на 10, а другое на 20?
в) одно слагаемое увеличим на 40, а другое уменьшим на 40?
г) одно слагаемое увеличим на 30, а другое уменьшаем на 50?
IV. Самостоятельная работа (листочки возвращаются, и самостоятельная работа выполняется на другой странице. Учитель проверяет обе работы и ставит одну оценку).
ДМ № 30, 31, 33, 37.
Вариант I
1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:
а) 695 + 2305 + 57908; б) 89716 + 9688 + 312.
2) Точка Х лежит между точками А и В. Выполните чертеж и вычислите длину отрезка АВ, если АХ = 39 мм и ХВ = 17 мм.
3) Разложите по разрядам числа:
а) 32507; б) 18703205003.
4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Известно, что если сложить первую и последнюю цифры первого слагаемого, то получится 5. Какой цифрой оканчивается первое слагаемое, если второе слагаемое начинается с цифры 8?
Вариант II
1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:
а) 302 + 58758 + 1698; б) 197 + 2414 + 47586.
2) Точка Y лежит между точками А и В. Выполните чертеж и вычислите длину отрезка АВ, если АY = 43 см и YВ = 38 см.
3) Разложите по разрядам числа:
а) 45308; б) 253605814022.
4) При сложении двух четырёхзначных чисел получилось четырёхзначное число. Первое слагаемое начинается с цифры 8, а во втором слагаемом сумма первой и последней цифр равна 7. Какова последняя цифра второго слагаемого?
V. Домашнее задание: п. 6, № 231 (а), 238, 240 (в, г), 241 (по желанию).
Урок № 20
Вычитание натуральных чисел (п. 7)
Цели:рассказать учащимся о важности вычитания, что такое вычитание, как называются числа при вычитании, научить правильно говорить и находить вычитаемое, уменьшаемое, разность.
Оборудование: плакат с названием компонентов при вычитании; плакат с новыми математическими терминами (вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность).
Ход урока
I. Устные упражнения(совместно с учениками, заранее подготовленными).
1. Первый ученик: Сложите:
а) два десятка и семь десятков;
б) пять сотен и девять десятков;
в) одну тысячу, пять десятков и шесть сотен;
2. Второй ученик:Счет «цепочкой»:
30 + 20 × 2 : 20 + 19 =
60 + 30 : 3 + 15 : 9 =
3. Учитель: Составьте условие задачи, решением которой служит выражение: 26 + 15 – 7.
II. Изучение нового материала.
1. Предлагается решить задачу.
В двух гаражах стояло 8 машин. Сколько машин стояло в первом гараже, если во втором было 5 машин?
8 – сумма, 5 – одно из слагаемых, другое слагаемое неизвестно.
2. Определение «вычитания».
Сначала формулирует учитель, затем дети читают в учебнике несколько раз и рассказывают друг другу это определение. Вывешивается плакат.
Ученики читают в учебнике и запоминают. Затем выясняют, что уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого.
Вычитание – действие I ступени.
Что показывает разность? Вычитание на числовом луче.
Как правильно говорить? (с. 55).
III. Упражнения по теме урока.
1. № 242 (устно), 243 (устно), 244 (устно), 253, 255, 246.
2. Повторение (№ 280 (а), 281 (а)). К доске вызываются два ученика.
IV. Итог урока.
Ответить на вопросы:
а) Какое действие называется вычитанием?
б) Какое число называется уменьшаемым? Вычитаемым? Разностью?
в) Как узнать, насколько одно число больше другого?
г) С какими новыми терминами познакомились? Подчеркните их в тетради.
Вывешивается плакат, обращается внимание на правильное написание терминов.
Тест
1) В примере 48 – 16 = 32 число 16 является…
а) разностью; б) уменьшаемым; в) вычитаемым.
2) Разность двух чисел 65 и 37 равна…
а) 32; б) 28; в) 13.
V. Домашнее задание: п. 7 (первая часть), № 286, 292 (а), 293. В математический словарь занести слова: вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Урок № 21
Вычитание. Свойства вычитания (п. 7)
Цели:научить учащихся вычитать сумму из числа, из суммы число.
Оборудование: плакат «Счет и вычитание – основа порядка в голове» (И. Песталоцци).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания(выполнение и правильность работы проверяет консультант).