Обосновать принадлежность синергетической парадигмы познания к постнеклассическому типу рациональности
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.
При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего – постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.
И наконец, в последней трети двадцатого века происходит рождение новой, постнеклассической науки, для которой характерны такие взаимосвязанные черты, как исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Такому состоянию и тенденциям развития современной науки соответствует постнеклассический тип научной рациональности, рассматривающий деятельность ученого в более широком поле: теперь уже учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.
Чрезвычайно важно подчеркнуть особую значимость этого типа научной рациональности в развитии современного общества. Выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, «состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности».
Синергетическая парадигма— междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «...наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы...».
Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем.
Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.
6) Предложить и обосновать средства и способы гуманитарного контроля в науке.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями Ученый обязан прислушиваться не только к голосу др. ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ, жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды и т.д. Когда влияние научной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узкопрофессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается долом, специалистов, принятие решения по такого рода проектам, прерогатива общества. Изначальная цель научной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду о точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюден» также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения инженерных устройств, ТО из средства служения людям техника может стать враждебной, человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности ученого-теоретика и практик» перед обществом и отдельными людьми. Проблемы негативных социальных ц других последствий техники, проблемы этического самоопределения ученого инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Сегодня человечество находится» принципиально новой ситуации, когда невнимание. К проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы, такие последствия развития атомной энергетики, как последствия чернобыльской катастрофы, не всегда, возможно предсказать. Но необходимо, хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы.
7) Динамика науки и структура научного поиска.
Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. Наука не претендует на абсолютную истину, но стремится приближаться к истине. Этим она отличается от мифологии, религии, эзотерики. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм.
Кумулятивизм (от лат. cumula = увеличение, скопление) полагает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. При этом не учитывается возможность качественных изменений, прерывности в развитии науки, научных революций. Развитие научного знания представляется как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.
Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности.
В истории и философии науки насчет факторов, обусловливающих динамику науки, сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено внешними факторами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т.п.).
Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому сторонники интернализма при изучении науки главное внимание уделяют собственно познавательным процессам. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять собственный ход научного познания.
В процессе научного исследования формируется его структура, которая обеспечивает непрерывность научного исследования. Это система действий и операций, направленных на порождение нового научного знания. Структура познавательных операций не дана в готовом виде. Она формируется в самом процессе научного поиска и ее формирование само носит творческий характер. Структура научного поиска как последовательность поисковых операций оформляется в виде трех уровней его функционирования и осуществления: проблемного, поискового и порождающего. Основными элементами поиска являются: проблемная ситуация и элементарный цикл позновательных процедур.
Проблемная ситуация характерна только для научного познания. Без проблемных ситуаций нет науки. Они не планируются. Они порождаются стихийно. Исходная проблемная ситуация является стимулирующей для научного поиска.
На проблемном уровне определяется проблемная ситуация. Последовательно возникают исходная, главная и частные проблемы и цели поиска их решения. В процессе рашения главной проблемы решаются частные проблемы. Для решения последних используется элементарный познавательный цикл, в ходе которого решаются вспомогательные (эвристические) проблемы -- связанные с методологией (цели, средства, методы и операции поиска ответа на частные проблемы. Ответы на эти вопросы не дают знания о самом объекте.) -- и когнитивные проблемы -- связанные со знанием об объекте (знание о самом объекте). Этот цикл состоит из следующих фаз:
- частная когнитивная проблема (что мы хотим познать),
- эвристические проблемы (какими средствами),
- вспомогательные операции по решению эвристических проблем,
- порождающие операции, в результате которых разрешаются частные когнитивные проблемы,
- оценка полученного результата,
- определение следующих познавательных актов.