Обзор основных элементарных функций
Линейная функция.
Задается формулой , где – константы, – угловой коэффициент наклона прямой, , где – угол между прямой и положительным направлением оси абсцисс (см. рис.1). График – прямая линия.
|
Квадратичная функция.
Задается формулой ,где – константы. График - парабола. Если , то ветви параболы направлены вверх, если – то вниз. Нули х1, х2 функции:
.
Координаты вершины параболы:
; y0=f(x0).
Заметим, что если , то (два совпадающих корня!).
Пример.
. Находим нули функции из уравнения : . Координаты вершины этой параболы:
; . (см. рис.2).
Дробно-линейная функция.
Задается формулой
.
График – гипербола. Частный случай: – "обратная пропорциональность" (см. рис. 3).
Показательная функция.
Задается формулой (см. рис.4).
Логарифмическая функция.
Задается формулой (см. рис.5).
Степенная функция.
Задается формулой ( – любое действительное число).
1) ( – натуральное число) (см. рис.6):
2) ( – натуральное число) (см. рис.7):
3) – несократимая дробь (см. рис.8):
При построении таких графиков надо учитывать четность чисел и , а также соотношение между ними ( или ). Например, если чётно, то (см. рис.8 (1)), если нечётно, то (см. рис. 8(2)–8(4)). Если чётно, то – чётная функция; если нечётно, то – нечётная функция. Если , то при график функции ведет себя, как график функции , а если - как график функции .
7. Функция (см. рис.9).
Нечетная периодическая функция с периодом . Полезно помнить, что:
; ; ; ;
; .
8. Функция (см. рис.10).
Четная периодическая функция с периодом . Полезно помнить, что:
; ; ; ;
; .
9. Функция (см. рис.11).
Нечетная периодическая функция с периодом . Значения функции в точках ; ; ; и т.д. вычисляются по значениям функций и .
10. Функция (см. рис.12).
Нечетная периодическая функция с периодом . Значения функции в точках ; ; ; и т.д. вычисляются по значениям функций и .
11. Функция (арксинус числа – это такое число , что ) (см. рис.13).
12. Функция (арккосинус числа – это такое число , что ) (см. рис.14).
13. Функция (арктангенс числа – это такое число , что ) (см. рис.15).
14. Функция (арккотангенс числа – это такое число , что ) (см. рис.16).
Примеры.
1)Найти для указанных ниже функций.
а) .
▲ Т.к. знаменатель дроби, задающей функцию, не должен равняться нулю, то
.
б) .
▲ Т.к. функция задается при помощи корня чётной степени из выражения , то и поэтому
.
2)Для указанных ниже функций определить, будет ли функция чётной, нечетной, функцией общего вида.
а) .
▲ Функция – чётная, т.к. симметрична относительно точки и для .
б) .
▲ Функция – нечётная, т.к. симметрична относительно точки и для .
в) .
▲ Функция не является ни четной, ни нечетной, т.к. : и . В качестве можно взять, например, . (Заметим, что симметрична относительно точки ).
г) .
▲ Функция не является ни четной, ни нечетной, т.к. не симметрична относительно точки .
3)Найти значение функции в заданной точке :
а) , , ; .
▲ , .
б) , .
▲ .