III. Этап усвоения новых знаний
Вопросы.
1. В представлениях древних народов, что являлось центром Вселенной? (Земля)
2. Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский).
3. Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
4. Был ли Коперник сторонником системы Птолемея? (Нет)
5. Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник)
6. Кто утверждал, что Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца?(Н. Коперник)
7. Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей)
8. Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей)
9. Вселенная – это наша Галактика? (Нет, таких Галактик много).
10. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос).
11. На какие две группы делятся планеты? (планеты земной группы и гиганты).
12. Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс).
13. Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).
14. Самая дальняя от Солнца планета земной группы?(Марс).
15. Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс , Земля).
16. Какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
17. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун).
18. У какой планеты больше всего спутников? (Юпитер).
19. Какая планета имеет «кольца»? (Сатурн).
20. На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер).
21. Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Плутон).
22. Астероиды – это звезды? (Нет, это малые планеты).
23. Из чего состоят кометы? (Ядро, газовая оболочка, хвост).
24. Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты).
25. Что такое метеоры? (Вспышки света, возникающие при сгорании в атмосфере частичек пыли).
26. Какие звезды называются сверхгигантами? (Больше Солнца в сотни раз).
Учитель читает текст, ученики называют, что это.
1. 1 января 1801 г. Итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Оно и подобные ему тела, открытые позже, получили название «звездоподобные». В настоящее время их обнаружено более 5 тыс. обычно это небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от одного до нескольких десятков километров. (Астероид).
2. В межпланетном пространстве движется огромное количество так называемой космической пыли. В большинстве случаев это остатки разрушившихся комет. Временами они врываются в атмосферу Земли и вспыхивают, проносясь по черному небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда. Космические частицы раскаляются и сгорают. (Метеор).
3. Эти небесные тела получили название от греческого слова «волосатая». Это небесное тело считалось предвестником различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Ее главная часть – ядро состоит из льда, замерзших газов и твердых частичек, диаметром от 1 до 10 километров. (Кометы).
4. Кроме комической пыли, в межпланетном пространстве движутся и более крупные тела, в основном это обломки астероидов, вошедшие в атмосферу Земли, они не успевают в ней сгореть. Их остатки падают на поверхность Земли. Их делят на три класс: каменные, железные, железокаменные. (Метеориты).
5. Этот объект в 400 раз больше диаметра Луны, в 109 раз больше диаметра Земли. Температура внутри достигает до 15 000 000 градусов по Цельсию. (Солнце).
Люди издавна задумывались над тем, а что же там, на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединили эти звезды между собой и получили определенные фигуры, которые впоследствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите тему урока: СОЗВЕЗДИЯ.
Группы звезд расположенных в определенном порядке называются созвездиями.
Раньше не было никаких приборов , которые помогали передвигаться в пространстве. Поэтому приходилось передвигаться ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? Дети отвечают – ориентируясь по Полярной звезде). Эта звезда получила название КОМПАС. Учитель включает послушать рассказ – «Путешествие Сережи и Светы, у которых папа работает астрономом.
Рассказ
Сегодня Сережу ничто не радовало: он потерял свой компас. Узнав об этом, папа сказал:
– Придется тебе север и юг по небесным светилам определять.
– По каким еще светилам? – спросил Сережа.
– По Солнцу, по звездам – ведь это и есть небесные светила, – ответил папа.
– Солнце и звезды – совсем не компас, – недоверчиво сказал Сережа.
– Не компас, но совсем не хуже компаса, улыбнулся папа.
– Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой.
А как же найти ее на звездном небе? Нужной найти на небе 7 расположенных близко друг к другу звезд. А если этих 7 звезд соединить мысленными линиями, то получится созвездие Большой Медведицы и самая яркая звезда в хвосте Малой Медведицы.
А вот почему она так называется, есть несколько легенд, послушайте одну из них.
В Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Калисто, а в Малую Медведицу волшебница превратила ее служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
Откройте атлас. Перед вами современная звездная карта, а раньше на карте изображали не звезды. В настоящее время ученые считают созвездиями не фигуры звезд, а определенные участки звездного неба. Всего небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно видеть 54. Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Например, названия созвездий: Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей – связаны с такой легендой.
У мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена – царица Кассиопея. Однажды она похвалила красоту своей дочери Андромеды в присутствии нереид – сказочных жительниц морей. Нереиды были очень завистливы, они пожаловались богу морей Посейдону, что Артемида красивее их, и Посейдон напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожирающее людей. Цефей, чтобы спасти жителей своего государства, должен был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к скале на берегу моря, и здесь она ожидала свою гибель. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. В честь героев этой легенды и были названы созвездия. [1]
С тех пор на небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№4
Тема: Определение скорости поверхностной волны
Цель: Определение скорости распространения волн на поверхности воды
Приборы и материалы: Широкий лабораторный сосуд длиной 0,5-1м, поплавок, часы с секундной стрелкой или секундомер, линейка.
Порядок выполнения работы:
Поставьте сосуд на стол и налейте воду.
Опустите с одной стороны сосуда поплавок, а с другой стороны бросьте маленький шарик
Измерьте время распространения волнового возмущения до поплавка
Проделайте такой опыт несколько раз и определите среднее значение времени распространения волны на расстояние l.
Вычислите скорость распространения волны.
Результаты измерений занесите в таблицу:
№ опыта | Время t, c | Среднее значение времени tср,c | Дальность распространения волны l, м | Скорость v, м/с |
Используя ресурсы сети Интернет составьте хронологическую таблицу развития учения о волновом движении.