Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:
1.Производственная;
2. Реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров;
3. Организационно-управленческая;
4. Контрольно-разрешительная;
5. Научно-исследовательская и информационно-просветительская.
2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
общекультурные (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
профессиональные (ПК):
способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);
способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);
контрольно-разрешительная деятельность:
способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества ЛС в условиях аптеки и фармацевтического предприятия (ПК-30);
способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества ЛС, в соответствии требованиями Государственной фармакопеи (ГФ) и иными нормативными документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);
способность и готовность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);
способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля ЛС в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);
способность и готовность готовить реактивы для анализа ЛС в соответствии с требованиями ГФ (ПК-34);
способность и готовность проводить анализ ЛС с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями ГФ (ПК-35);
способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций (ПК-37);
научно-исследовательская и информационно-просветительская деятельность:
способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
1. основные понятия и законы, лежащие в основе аналитической химии;
2. основные этапы развития аналитической химии, ее современное состояние;
3. основные положения теории ионных равновесий применительно к реакциям кислотно-основного, окислительно - восстановительного, осадительного и комплексометрического характера;
4. методы и способы выполнения качественного анализа;
5. методы, приемы и способы выполнения химического и физико-химического анализа для установления качественного состава и количественных определений;
6. методы обнаружения неорганических катионов и анионов;
7. методы разделения веществ (химические, хроматографические, экстракционные);
8. основы математической статистики применительно к оценке правильности и воспроизводимости результатов количественного анализа;
9. правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
10. роль и значение методов аналитической химии в фармации, в практической деятельности провизора;
11. основные литературные источники, справочную литературу по аналитической химии.
Уметь:
1. пользоваться мерной посудой, аналитическими весами; владеть техникой выполнения основных аналитических операций при качественном и количественном анализе вещества, готовить и стандартизовать растворы аналитических реагентов;
2. отбирать среднюю пробу, составлять схему анализа, проводить качественный и количественный анализ вещества в пределах использования основных приемов и методов, предусмотренных программой;
3. работать с основными типами приборов, используемых в анализе (микроскопы, фотоэлектроколориметры, флуориметры, спектрофотометры, потенциометры; установки для кулонометрии, хроматографы и др.);
4. выбирать оптимальный метод качественного и количественного анализа вещества;
5. строить кривые титрования и устанавливать на их основе объёмы титранта, затрачиваемые на каждый компонент смеси;
6. проводить разделение катионов и анионов химическими и хроматографическими методами;
7. проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным;
8. выполнять исходные вычисления, итоговые расчеты с использованием статистической обработки результатов количественного анализа;
9. самостоятельно работать с учебой и справочной литературой по аналитической химии.
Владеть:
1. техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
2. техникой работы на физических приборах, используемых для качественного и количественного анализа │(фотоколориметр, спектрофотометр, pH-метр, кулонометр, амперметр);
3. простейшими операциями при выполнении качественного и количественного анализа веществ;
4. техникой работы на физических приборах, используемых для качественного и количественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперометрическая установка и др.);
5. навыками по проведению систематического анализа неизвестного соединения;
6. методиками анализа физических и химических свойств веществ различной природы;
7. методами статистической обработки экспериментальных результатов.
п/№ | Номер/индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | |||
Знать | Уметь | Владеть | Оценочные средства | |||
1. | ОК-1 | способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. | 2,3,7-11 | 1, 7-9 | 4-7 | реферат |
2. | ОК-2 | способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию | 2,3,7-11 | 1,2 7-9 | 5-7 | Реферат Собеседование по ситуационным задачам |
3. | ОК-3 | способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию. | 1-11 | 1-4, 6-9 | 4-7 | Реферат. Собеседование по ситуационным задачам. |
4. | ОК-4 | способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики. | 1-11 | 3,4, 7-9 | 4-7 | Реферат Собеседование по ситуационным задачам |
5. | ОК-5 | способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. | 1, 2, 9, 10 | 3,4,7,9 | 5-7 | Собеседование по ситуационным задачам |
6. | ОК-6 | способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке. | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Письменное тестирование |
7. | ОК-7 | способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции. | 1,2, 8-11 | 1-9 | 1-7 | Контрольная работа, коллоквиум |
8. | ОК-8 | способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Тестирование |
9. | ПК-21 | способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Тестирование |
10. | ПК-27 | способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Тестирование |
11. | ПК-30 | способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества ЛС в условиях аптеки и фармацевтического предприятия. | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Тестирование. Учебно-исследовательская работа (УИРС). |
12. | ПК-31 | способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества ЛС, в соответствии требованиями Государственной фармакопеи (ГФ) и иными нормативными документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Коллоквиум, реферат |
13. | ПК-32; | способность и готовность к участию в организации функционирования аналитической лаборатории | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Контрольная работа |
14. | ПК-33 | способность и готовность определить способы отбора проб для входного контроля ЛС в соответствии с действующими требованиями | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Отчеты по лабораторным работам |
15. | ПК-34 | способность и готовность готовить реактивы для анализа ЛС в соответствии с требованиями ГФ | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Коллоквиум, отчет по лаб. работам |
16. | ПК-35 | способность и готовность проводить анализ ЛС с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями ГФ | 1-11 | 1-9 | 1-7 | УИРС |
17. | ПК-36 | способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств. | 1-11 | 1-9 | 1-7 | УИРС |
18. | ПК-37 | способность и готовность проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций | 1-11 | 1-9 | 1-7 | УИРС |
19. | ПК-47 | способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Тестирование. Отчеты по лаб. работам, коллоквиум |
20. | ПК-48 | способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач, выделять основные положения, следствия из них и предложения. | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Отчеты по лаб. работам, коллоквиум |
21. | ПК-49 | способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации | 1-11 | 1-9 | 1-7 | Отчеты по лаб. работам, коллоквиум |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ