ТЕМА: Построение и использование регрессионной модели
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Задание: Построить регрессионную модель с применением ЭВМ и показать ее использование (по вариантам, приведенным в исходных данных. Ниже приведен образец решения задачи.)
В таблицах для каждого варианта заданы три временных ряда:
· первый представляет нарастающую по кварталам прибыль коммерческого банка Y
· второй ряд - процентные ставки этого банка по кредитованию юридических лиц X₁
· второй ряд - процентные ставки банка по депозитным вкладам X₂ за тот же период.
Требуется: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1)Построить линейную модель регрессии, описывающую зависимость Y от факторов X₁ и X₂. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2)Оценить качество построенной модели по R и R2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3)Проанализировать влияние факторов X1 и X2 на зависимую переменную Y. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4)Рассчитать Y при X₁=55 и X₂=45. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | ||||||||||||||||||||||||
Вариант 5 | Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | ||||||||||||||||||||||||
Вариант 9 | Вариант 10 | Вариант 11 | Вариант 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | ||||||||||||||||||||||||
Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 | Вариант 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | Y | X₁ | X₂ | ||||||||||||||||||||||||
Регрессионный анализ позволяет получить функциональную зависимость между случайной величиной Y и некоторыми влияющими на Y величинами X. Такая зависимость получила название уравнения регрессии. Различают простую (парную) и множественную регрессию линейного и нелинейного типа.
Пример простой линейной регрессии:
y=аx+b.
Пример множественной линейной регрессии:
y=а0 +а 1x1+а2x2+... + а nxn , где n- количество факторов. | ( |
Для оценки степени связи между величинами используется коэффициент множественной корреляции R, который может принимать значения от 0 до 1. R=0, если между величинами нет никакой связи и R=1, если между величинами имеется функциональная (детерминированная) связь. В большинстве случаев R принимает промежуточные значения от 0 до 1. Величина R2 называется коэффициентом детерминации.
Значимость R определяется не только его величиной, но и соотношением между количеством наблюдений и количеством факторов модели. Обычно для получения значимого R и достоверной регрессии необходимо, чтобы количество экспериментов существенно превышало количество коэффициентов модели .
Для проведения регрессионного анализа в Microsoft Excel 2007 нужно выполнить следующие действия:
· Загрузить Microsoft Excel 2007
· Подготовить и набрать на Листе Excel массив исходных статистических данных (Рис. 1)
Рис.1 – Исходные данные
· В верхнем левом углу Листа щелкнуть по кнопке ▼ (настройка панели быстрого доступа) → выбрать команду «Другие команды» → «Перейти» → галочку в «Пакет анализа» → ОК →выбрать пункт меню «Данные» → в верхнем правом углу меню выбрать команду «Анализ данных» → выбрать команду «Регрессия» → ОК (Рис.2)
Рис.2 – Окно «Анализ данных»
· в диалоговом окне Регрессия (Рис.3) в поле “Входной интервал Y” ввести диапазон ячеек столбца Y с заголовком, в поле “Входной интервал X” ввести диапазон ячеек двух Х с заголовками
· так как выделены заголовки столбцов, то установить флажок в Метки
· ОК.
Рис.3 – Заполнение окна «Регрессия»
· В результате получаем вывод итогов в виде таблиц (Рис.4).
Результаты регрессионного анализа.
Рис.4 – Результаты регрессионного анализа
· В последней таблице во втором столбце содержатся коэффициенты уравнения регрессии а0, а1, а2.
Уравнение регрессии зависимости объема реализации от затрат на рекламу и индекса потребительских расходов имеет вид:
Y= - 1471,314 + 9,568 x1 + 15,754 x 2
· Для оценки качества модели используют коэффициенты корреляции R и детерминации R2 , которые находятся в первой таблице результатов регрессионного анализа.
Коэффициент детерминации R2 равен 0.859, он показывает долю вариации результативного признака под воздействием изучаемых факторов. Следовательно, около 86% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов.
· Анализ влияния факторов на зависимую переменную по модели
Коэффициент при X1 показывает, что при увеличении расходов на рекламу на 1 тыс. руб. объем реализации вырастет на 9,568 ц.
Коэффициент при X2 показывает, что при увеличении индекса потребительских расходов на 1 объем реализации вырастет на 15,754 ц.
· Использование уравнения регрессиизаключается в подстановке каких-либо значений факторов Х в уравнение.
Например, рассчитаем, каким ожидать объем реализации при затратах на рекламу Х1 =15 тыс.руб. и индексе потребительских расходов Х 2 = 110.
Подставляем Х1 =15 и Х 2 = 110 в уравнение регрессии:
Y= - 1471,314 + 9,568*15 + 15,754 *110 = 405,15 ц.