Построение квазилинейной регрессионной модели

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт – Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт металлургии, машиностроения и транспорта

Кафедра ‹‹Технология конструкционных материалов и материаловедение››

Потапов Н.М.

ДИСЦИПЛИНА: «Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента»

Пояснительная записка

К курсовой работе

Основы теории подобия и размерностей, построение линейных, квазилинейных и нелинейных уравнений регрессии

Направление подготовки бакалавров:150700.62 “Машиностроение”_______ _________________________________________________________________

(код и наименование)

Профиль ООП:Машины и технологии обработки металлов давлением __________________________________________________________________

(код СПбПУ и наименование)

Группа 53304/11

Руководитель проекта: Востров В.Н.

профессор.д.т.н.

Допущен к защите:Заведующий кафедрой

‹‹___››_________2016 г.Радкевич М.М.

_____________________________

(подпись) (фамилия,инициалы)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2016

1. Оглавление

Задание №1. Основы теории подобия и размерностей. 3

Задание №2. Планирование эксперимента. Построение линейных и квазилинейных уравнений регрессии 6

Построение квазилинейной регрессионной модели. 9

Выполнение критериальных проверок. 11

Задание №3 Планирование эксперимента. Построение нелинейных уравнений регрессии/. 12

Выполнение критериальных проверок. 18

Проверка адекватности регрессионной модели. 19

Анализ остатков. 21

Погрешности моделей. 23

Задание №1. Основы теории подобия и размерностей

Вариант 15

Высадку сплошных валов с буртом на образующей части осуществляют на однопозиционных автоматах. Однопозиционные автоматы совмещают отрезку мерной заготовки от прутка и одну штамповую позицию. Принципиальная схема высадки приведена на рисунке 1. Заготовка 1 устанавливается в матрицу 2, которая закреплена в обойме 3. Подводится блок 5 с закрепленным в нем высадочным пуансоном 4, который и осуществляет процесс высадки буртовой части металла. Для извлечения готовой детали из пуансона и матрицы предусмотрены выталкиватели 6 и 7. Установить в критериальной форме функциональную связь усилия деформирования P с факторами.

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Рисунок 1 – Схема высадки на однопозиционном автомате.

Решение

Функциональная зависимость, подлежащая исследованию:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Выберем три величины: Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru . Докажем, что применительно к системе измерений основных величин MLT эти величины являются независимыми. Уравнения размерностей для данных величин:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Вычислим определитель, составленный из показателей степеней в уравнениях размерностей:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Следовательно Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru – независимые величины..

Запишем уравнения размерностей для остальных параметров:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Представим безразмерные Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru в виде отношений произвольной величины к независимым величинам:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Подставим в формулы Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru размерности величин параметров.

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Сравниваем показатели одноименных основных величин:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Отсюда Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru . Безразмерный комплекс Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru имеет вид:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Аналогично выразим остальные -комплексы:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Сравниваем показатели одноименных основных величин:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Отсюда Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru . Безразмерный комплекс Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru имеет вид:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Задание №2. Планирование эксперимента. Построение линейных и квазилинейных уравнений регрессии

Вариант 5

Глубина шлифования H зависит от количества оборотов шлифовального круга n, подачи S и предела прочности Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru материала заготовки, представленных в таблице:

Таблица 1 – Зависимость глубины шлифования

Номер n, об/мин Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru H, мм
0,1 1,0 0,3 1,41 1,52  
0,1 0,1 0,3 1,39 1,24  
0,1 1,0 0,1 1,29 1,36  
0,1 0,1 0,1 1,29 1,31  
0,1 0,2 0,3 1,42 1,35  
0,055 1,0 0,3 1,35 1,28  
0,055 0,2 0,2 1,32 1,32  
0,01 1,0 0,1 1,26 1,25  
0,01 1,0 0,3 1,25 1,29  
0,01 0,1 0,2 1,20 1,18  
0,01 0,1 0,3 1,27 1,25  
0,01 0,1 0,1 1,29 1,18  

1. Выбрать из таблицы данные для составления плана эксперимента;

2. Построить квазилинейную регрессионную модель;

3. Выполнить критериальные проверки.

Решение

Составление плана эксперимента

В нашем опыте независимыми переменными являются скорость вращения Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru , величина подачи S и прочность материала Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru , зависимой переменной является глубина шлифования H.

Для математической обработки данных эксперимента необходимо перейти от реальных физических величин к нормированным, т.е. расположенным в интервале Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru .

Интервалы изменения площади вырезаемого грунта, ширины ковша и прочности грунта:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru МПа

Вычислим основной уровень для изменения Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru , h и k:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Вычислим интервал варьирования для изменения n,S, Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru :

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Нормированные значения факторов обозначим через Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

В результате получим план эксперимента:

Таблица 2 – План эксперимента

№ опыта Факторы Значения отклика в повторных опытах Выборочное среднее отклика
i Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru
1,41 1,52 1,5
-1 1,39 1,24 1,3
-1 1,29 1,36 1,3
-1 -1 1,29 1,31 1,3
1,42 1,35 1,4
1,35 1,28 1,3
1,32 1,32 1,3
-1 -1 1,26 1,25 1,3
-1 1,25 1,29 1,3
-1 -1 1,2 1,18 1,2
-1 -1 1,27 1,25 1,3
-1 -1 -1 1,29 1,18 1,2

Количество опытов в плане полного факторного эксперимента определяется по формуле:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru (1.1)

Где K – количество уровней, M – количество факторов.

План эксперимента из таблицы 2 не соответствует соотношению (1.1), так как 12≠63, следовательно необходимо исключить из плана два уровня факторов, чтобы соотношение (1.1.) приняло вид 8=23.

Оставим в плане только максимальные и минимальные уровни факторов, с целью увеличить интервал варьирования и избежать в дальнейшем получения незначимых коэффициентов квазилинейной модели.

Тогда план полного факторного эксперимента примет следующий вид:

Таблица 3 – План полного факторного эксперимента

№ опыта Факторы Значения отклика в повторных опытах Выборочное среднее отклика
i Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru
1,41 1,52 1,465
-1 1,39 1,24 1,315
-1 1,29 1,36 1,325
-1 -1 1,29 1,31 1,3
-1 -1 1,26 1,25 1,255
-1 1,25 1,29 1,27
-1 -1 1,27 1,25 1,26
-1 -1 -1 1,29 1,18 1,235

Данный план является полным, т.к. обладает следующими свойствами:

· Алгебраическая сумма элементов вектора-столбца каждого фактора равна нулю. Данное свойство называется симметричностью плана:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

· Сумма почленных произведений любых двух векторов-столбцов равна нулю: Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

· Сумма квадратов элементов столбца каждого фактора равна количеству опытов N:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели

Построим квазилинейную статистическую (регрессионную) модель вида:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Для нахождения коэффициентов am модели воспользуемся свойствами вектор-столбцов полного факторного эксперимента. Это позволит вычислить их по формулам:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru ; Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru ; Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru ; Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Получили модель:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Перейдём от нормированных значений факторов к их натуральным значениям:

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Построение квазилинейной регрессионной модели - student2.ru

Наши рекомендации