Й этап в возникновении науки - Египетско-вавилонская наука
ЛЕКЦИЯ 4. Возникновение науки и стадии ее развития.
Преднаука и наука. Основные способы порождения знаний.
Становление первых форм теоретической науки.
Развитие теоретического знания в средневековье.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
Преднаука и наука. Основные способы порождения знаний.
1. Какая система знаний может быть названа наукой?
2. Является ли любое объективное знание наукой?
2.1. Существуют ли различные исторические типы науки или она едина?
2.2. Современная наука – это преходящая форма, или это и есть наука как таковая?
3. При каких социальных условиях появляется наука?
4. Когда возникла наука?
4.1. Наука возникла вместе с человечеством.
4.2. Возникла в древневосточной цивилизации.
4.3. Возникла в античности.
4.4. Возникла в позднее средневековье.
4.5. 17 в. – начало науки.
Любая социальная система требует знаний о природе, о способах действия в ней и о характере связей в обществе. Она вырабатывает, сохраняет и транслирует их через культуру.
На ранних этапах знания вплетены в практическую деятельность людей, но при определенных условиях выделяется особая форма духовной культуры, которая нацелена на производство только знания. Генезис науки – это процесс выделения из познавательного аспекта относительно самостоятельной сферы, нацеленной на производство особого рода знания: сущностного и систематического.
Процесс накопления знаний шел в течении тысячелетий. Он породил ряд типов и форм знаний, которые в некоторой мере отвечали критериям научности. Но это определенные этапы предыстории науки.
Предпосылки возникновения науки:
- отделение умственного труда от физического;
- успехи умственной деятельности;
- должна возникнуть письменность для фиксации полученных в обществе знаний.
Первой основной познавательной предпосылкой оформления научного знания является возникновение логического мышления, которое противостоит мифологическому сознанию. Это предполагает:
- Отказ от оборотнической логики мифов (все сливается в единое целое, все переходит во все, нет границы между реальным и нереальным, нет разделения сна и реальности, объективного и субъективного). Оборотничество сменилось картиной мира стабильной и нераздваивающейся.
- Личностное отношение к миру сменилось представлениями о мире, как он есть сам по себе из него самого.
- Символизм сознания (за событием просматривается все что угодно, только не причина), для которого характерна связь «причина-значение», перейдет в рассмотрение причинно-следственный связей.
й этап в возникновении науки - Египетско-вавилонская наука.
Первое систематизированное знание у народов Малой Азии (шумеро-вавилонская школа) возникло в 30 в. до н.э. Естественнонаучные сведения содержатся в текстах Вед и Упанишад (II-I тысяч. до н.э.).
Достижения египетской науки.
- геометрия (землемерие);
- установили соотношение длины окружности к диаметру - Пи – 3,14159265427638;
- исчисление дробями (единичными);
- строительное искусство;
- уравнение с двумя неизвестными;
- деревообделывающие, камнеобрабатывающие, гончарное производства (плетеные сиденья, знания о некоторых сплавах, красители, парус, гончарный круг, весы);
- основы анатомии и медицины: система кровообращения, пломбирование зубов, трепанация черепа, хирургические инструменты в гробницах, специализация по болезням различных органов;
- астрономические знания: солнечные часы, год из 12 месяцев с 30 днями, 4 времени года, открыли високосный год, 24 часа в сутках: 12 – ночных, 10 – дневных, 2 – сумеречных, карты неба, созвездия;
- траволечение, психотерапия.
Знания древних по астрономии, математики, медицине, праву, географии можно считать первыми научными по следующим признакам:
а) систематичность знания, хотя бы эмпирических наблюдений (наблюдения за движением солнца, Луны, планет, перечень звезд и созвездий);
б) действия с числами и решение задач, т.е. получение выводов, не вытекающих из простого наблюдения;
в) кумуляция знания и их передача через средства материальной деятельности, устную традицию и письменность.
Наряду с общими особенностями у ранних форм научного знания были и такие, которые связаны со спецификой национальных культур. Например, естественнонаучные знания в Индии переплетены с религиозно-философскими представлениями. Своеобразное видение мира, которое является ритуальным, универсально антропоморфичным, универсально символичным. Перевести их на язык современной науки почти невозможно.
Но все-таки древневосточные знания не являются наукой, потому что:
1. Знания добывались путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта.
2. Знания передаются в обществе по принципу наследственного профессионализма (семейно).
3. Изменение знаний протекает стихийно, критически не оценивается.
4. Знания существуют как набор готовых рецептов, имеют утилитарный, технологический характер для каких-то практических целей (даже астрономия обслуживает культовую или астрологическую деятельность).
5. Знание не является чисто рациональным, представляет из себя таинство, передается как эзотерическое знание (жрецы как каста избранных).
6. Знание не систематично, относится к каким-то случаям, нет перехода к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде.