ВОПРОС 16. Постнеклассическая наука (современный этап развития науки)

Главные характеристики постнеклассической науки:

1) Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится представление о мире не только как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильного, неустойчивого, хаосогенного.

2) Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир, которая проявляется в следущем:

а) в целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Он всегда лишь часть, познающая целое.

б) в формировании нового, организмического понимания природы. Природа рассматривается не как конгломерат изолированных объектов, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, может вызвать необратимое нарушение целостности системы.

в) для начала 21 в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства.

г) в выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все больше ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам.

3) Укрепление и более широкое применение идеи коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Характерная особенность постнеклассической науки – стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

4) внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития (историзация, диалектизация науки) – И.Пригожин – идея наведения моста между бытием и становлением, новый синтез этих двух важнейших измерений действительности, однако при решающей роли последнего.

5) изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Если объектом классической науки были простые системы, неклассической науки – сложные системы, то объектом постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни организации. Это - человекоразмерные системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина» и т.д. Также специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания).

6) Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Объективно истинное объяснение и описание применительно к человекоразмерным объектам предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Все большее распространение получает антропный принцип – один из фундаментальных принципов современной космологии. Суть этого принципа в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

7) еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. В постнеклассическом естествознании еще более активно (в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), задействованы все функции философии – онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

8) Усиливающаяся математизация научных теорий увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

9) методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в т.ч. рационалистической. В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), еще нужны интуиция, фантазия и др.подобные факторы, средства постижения действительности.

Наши рекомендации