Методы научного исследования

Научным исследованием (НИ) является процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью раскрытия закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Процесс НИ осуществляется всегда с помощью методов, которые играют решающую роль в познании окружающего нас мира.

Метод – это подход к явлениям природы и общества; путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса.

Различают всеобщий, общенаучные и конкретно-научные методы НИ.

Всеобщий метод отличается от других тем, что дает ключ к пониманию не каких-то отдельных отраслей действительности, а всех без исключения областей природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом. Всеобщим методом является материалистическая диалектика.

К общенаучным методам относятся: 1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция; 5) аналогия; 6) моделирование; 7) абстрагирование; 8) конкретизация.

1. Анализ – (гр. разложение, расчленение) – это мысленное или практическое расчленение предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части единого целого.

Когда методом анализа отдельные элементы достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез.

2. Синтез – (гр. соединение) – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей этого предмета как единого целого. Но синтез не является простым мысленным соединением частей. В процессе синтезирования мы познаем нечто новое – взаимодействие частей как целого.

3. Индукция – (наведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, получение общих правил из единичных суждений, в которых отражены единичные предметы и явления. Например, химик, исследуя несколько селитр, устанавливает, что они хорошо растворимы в воде. Это позволяет химику сделать индуктивное умозаключение, что все селитры хорошо растворимы в воде. Н2SO4.

При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них существенные признаки, которые и служат основой для знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

4. Дедукция – (выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам, это такая форма мышления, когда новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих положений. Следовательно, при дедуктивном методе исследования переходят от знания более общих к знанию менее общих положений. (Шерлок Холмс).

Индукция и дедукция составляют две неразрывные стороны единого процесса познания, которые дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. (Табл. Менделеева).

5. Аналогия– это такой способ научного познания, посредством которого достигается знание об исследуемых предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с признаками других предметов и явлений, которые человеку более знакомы. При этом заключение окажется тем более правдоподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем они существеннее. (Мисс Марпл – Агата Кристи).

Так, аналогия с течением жидкости в трубке сыграла большую роль в теории электрического тока. Аналогии с механизмом действия мышц, мозга, органов чувств животных и человека послужили важным эвристическим приемом многих технических изобретений: экскаватора, логических машин и т.д.

Наиболее развитой областью, где чаще применяется аналогия как метод, является так называемая теория подобия, которая широко применяется при моделировании. Re.

Нет худа без добра. Ядерная бомба, ракета, спутник, космонавт.

Аналогия становится одним из универсальных механизмов мышления, постоянным эвристическим приемом, наконец, стратегией действий конструктора.

Любое мышление начинается с простого сравнения и вытекающего из него установления сходного и различного. Все познается в сравнении.

Метод “исторической аналогии” - в его основе лежит закон спирали – в своем развитии техника возвращается к “старым” идеям, используя их на новой научной основе. (Клиновой разжимной механизм, воздушные шары, дирижабли, переднеприводные автомобили и т.д.).

Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятностные заключения, они имеют важное значение в познании, так как ведут к образованию гипотез – т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории.

Теория – наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают взаимосвязанную систему знаний в той или иной отрасли науки, обобщающих опыт, практику, отражающих объективные закономерности ее развития и направленных на дальнейшее преобразование объективной реальности.

В отличие от гипотез теория опирается на результаты наблюдений, экспериментов, практику, т.е. имеет объективное обоснование. Например, теория атомного строения вещества была долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в теорию – достоверное знание атомного строения материи.

Теория делает более ясным наше понимание явлений природы, позволяет предвидеть новые факты и предполагать новые связи между явлениями.

Теорию с оттенком большой надежности и достоверности называют законом.

Эвристика – отрасль знаний, изучающая законы творческого мышления.

6. Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специально устроенной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала. Под моделью понимают объект, которым в процессе эксперимента заменяют оригинал.

Модели бывают физические и математические.

Физическое моделирование – если модель имеет с оригиналом одинаковую физическую природу. (Дисковые потери).

Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический и какие-либо другие процессы. В отличие от физических моделей, математические модели при их различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов в модели и оригинале.

Моделирование – один из главных методов научного познания.

7. Абстрагирование– метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих исследователя отдельных признаков и свойств конкретного предмета или явления и мысленном отвлечении их от множества других признаков, свойств, связей и сторон этого предмета. Переход от чувственного к абстрактному представляет собой диалектический скачок в процессе познания.

НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ

Они могут быть теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).

Теоретические задачинаправлены на изучение и выявление причин, связей, закономерностей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.п.

Теоретические познавательные законы формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов изучаемых явлений и процессов. В НИ они решаются различными методами познания: наблюдением и экспериментом.

Наблюдение – “пассивный” эксперимент – это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него: фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения. Например, астрономия, осадка зданий и т.д.

Научное наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде, т.е. такими, каковы они есть в непосредственной действительности.

Активный эксперимент предполагает активное вмешательство в объект исследования, изучение того, как объект исследования изменяется под влиянием внешних воздействий.

Ответы:

1: 4; 7; 9; 11; 12; 20; 24; 30; 32; 34. 2: 2; 3; 6; 13; 15; 16; 21; 25; 35.

3: 1; 5; 14; 17; 23; 26; 27; 29; 33. 4: 8; 10; 18; 19; 22; 28; 31; 36; 37.

Наши рекомендации