Пространственный интеллект
Третья проблема – измерение интеллекта.
Понятие коэффициента интеллекта ввел В. Штерн в 1912 году, который обратил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил определять относительную пару (частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический). IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда – Бине в 1916 году.
Где XB- хронологический возраст, а YB- умственный возраст. Например, человек, хронологический возраст которого 20 лет, имеет умственный возраст на 22 года, тогда IQ вычисляется так: (22/20)*100.
Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равенца), тесты интеллекта Кэттела.
Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
IQ- тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средними значениями IQ, равным 100. 50% людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 %- ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники – 135 – 140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей и выстраивать эффективные межличностные взаимодействия, успешно адаптироваться в социуме. (введено Э. Торндайком в 1920 году.)
Нарушение интеллекта:
Слабоумие – выраженное стойкое снижение интеллекта.
2 вида:
1) врожденное (олигофрения)
3 степени тяжести:
- Дебильность( самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. )
-Имбецильность- средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания.
- Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других- вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.
3) приобретенное (деменция)
Творческое мышление. Оно:
1) пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
2) подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения;
3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Творческая (креативность) одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:
-богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
-гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
-оригинальность;
-любознательность;
-способность к разработке гипотезы;
-фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.
Качества творческого мышления:
1) независимость(самостоятельность, оригинальность);
2) реверсивность(обратимость);
3) эмпатичность(понимание);
4) предвосхищение;
5) гибкость;
6) неправильность(нешаблонно);
7) широта;
8) критичность;
9) глубина;
10) открытость.
Гилфорд отмечает шесть параметров креативности:
-способность к обнаружению и постановке проблем;
-способность к генерированию большого количества идей;
-семантическая спонтанная гибкость-способность к продуцированию разнообразных идей;
-оригинальность-способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
-способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.
Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление: используется для решения задач с опорой на конкретные предметы.
Наглядно-образное мышление: оперирует образами-представлениями, которые извлекаются из памяти, или даны в виде рисунков, схем, решение задач возможно в отсутствие самих предметов.
Словесно-логическое: решение задач происходит с помощью применения логических операций и выражается в виде понятий.
Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Дискурсивное мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы мышления.
Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.