Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Выставление оценок

Домашняя работа: Подготовить доклад на тему: Значение катионов первой аналитической группы в осуществлении химико-технологического контроля.

СРСП № 6

На тему:Систематический ход анализа смеси катионов второй аналитической группы.

Цель:

Обучающая– глубокое изучение различных явлений и законов по данной теме

Развивающая – формирование эффективных и устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью;

Воспитательная – приобщать обучающихся к активности, самостоятельности на занятиях

Ход урока:

1. Организационный этап- 3 минуты

2. Этап подготовки к усвоению материала СРСП -5 минут

3. Проверка домашнего задания- 27 минут

4. Обобщение и систематизация полученныхзнаний - 5 минут

5. Выставление оценок- 5 минут

Частные аналитические реакции ионов Al3+

Ализарин(1,2-диоксиантрахинон) С14Н6О2(ОН)2 образует с гидроксидом алюминия малорастворимое внутрикомплексное соединение ярко-красного цвета – «алюминиевый лак»:

Выполнению реакции мешает присутствие гидроксидов Zn(OH)2, Сr(ОН)3, Sn(OH)2, которые с ализарином также дают окрашенные «лаки». В ходе анализа смеси катионов III группы ион цинка (II) образует комплекс Zn(NH3)42+, а ион хрома (III)окисляется до СrО42–, поэтому обнаружению А13+ не мешают. Другие мешающие ионы можно предварительно связать действием K4[Fe(CN)6] в труднорастворимый комплекс (капельный метод). Предел обнаружения реакции 0,5 мкг.

Выполнение реакций:

а. В пробирку поместить 2–3 капли раствора соли алюминия и несколько капель 2 Мраствора NH4OH до образования осадка А1(ОН)3. Нагреть и добавить 3–4 капли раствора ализарина. Осадок А1(ОН)3 окрашивается в ярко-красный цвет.

б. Эту реакцию можно выполнять капельным методом. На полоску фильтровальной бумаги нанести каплю раствора соли алюминия. Когда раствор впитается в бумагу, подержать полоску над открытой склянкой с концентрированным раствором аммиака. На влажное пятно нанести каплю ализарина и вновь обработать его парами аммиака. Подсушить пятно до перехода фиолетовой окраски ализарина в желтую, на фоне которой наблюдается ало-красное пятно «алюминиевого лака».

Алюминон(аммонийная соль ауринтрикарбоновой кислоты) с гидроксидом алюминия образует красные хлопья «алюминиевого лака».

Реакция протекает медленно. Ее проведению мешает присутствие катионов Cr3+, Fe3+, Ca2+, которые дают аналогичный «лак», разрушаемый при действии NH4OH или (NH4)2CO3.

Выполнение реакций. К 2 каплям раствора соли алюминия, подкисленного уксусной кислотой, прибавить 1–2 капли 0,01 % раствора алюминона, нагреть на водяной бане и прибавить раствор NH4OH до появления запаха аммиака и 2–3 капли раствора (NH4)2CO3.

Важное значение в анализе имеют также реакции с ацететом натрия, гидрофосфатом натрия, сульфидом аммония.

Частные аналитические реакции ионов Cr3+

Окисление иона Cr3+ в кислой среде действием персульфата аммония (NH4)2S2O8 (в присутствии катализатора AgNO3) позволяет получить ион Сr2О72– , который имеет желто-оранжевую окраску.

Cr(NO3)3 + 3(NH4)2S2O8 + 7H2O → H2Сr2О7 +6H2SO+ 6NH4NO3.

В пробирку помещают раствор, содержащий ионы Cr3+ , 5 капель 2М H2SO4, небольшое количество персульфата аммония (сухого) и 1-2 капли AgNO3. Раствор нагревают до кипения. Появление желтой окраски указывает на присутствие ионов Cr3+.

Образование перекиси хрома CrO5.

При действии Н2О2 на подкисленный раствор дихромат-иона образуется пероксокислота (надхромовая) синего цвета:

Сr2О72– + 4Н2О2 + 2Н+ → 2СrO5 + 3Н2О.

Перекись хрома легко разлагается в водном растворе до Сr3+ иО2, поэтому ее экстрагируют органическим растворителем, в котором она более устойчива, чем в воде. Реакцию необходимо вести без нагревания. При выполнении реакции должны отсутствовать другие окислители. Реакция очень специфична и используется как проверочная при определении Сr3+.

Выполнение реакции. Раствор, полученный в п. 1.4.4. охлаждают, добавляют к нему 10 капель амилового спирта, 3-4 капли перекиси водорода и встряхивают. В присутствии хрома слой органического растворителя окрашивается в синий цвет вследствие образования перекиси хрома.

Важное значение в анализе имеют также реакции Cr3+ с ацететом натрия гидрофосфатом натрия, окислительно-восстановительные реакции с бромной водой, перманганатом калия и др.

Частные аналитические реакции ионов Zn2+

Раствордитизонав хлороформе или четыреххлористом углеродедает с ионами Zn2+внутрикомплексную соль малиново-красного цвета.

Выполнение реакций. В пробирку поместить 2–3 капли раствора соли цинка, прибавить 2 мл ацетатного буферного раствора и 2–3 капли раствора дитизона в хлороформе. Перемешать и наблюдать малиновое окрашивание обоих слоев. В присутствии ионов цинка слой органического растворителя (CCl4) окрашивается в красный цвет. В отсутствие ионов Zn2+водный слой окрашивается в оранжевый цвет. Определению мешают А13+, Сr3+ и Sn2+.

Гексацианоферрат(II) калияK4[Fe(CN)6] с ионами Zn2+ образует белый осадок гексацианоферрата(II) калия-цинка K2Zn3[Fe(CN)6]2, нерастворимый в разбавленной НС1:

2K+ + 3Zn2++2Fe(CN)64– → K2Zn3[Fe(CN)6]2↓.

Реакция позволяет открыть Zn2+-ион в присутствии А13+-иона.

Выполнение реакций. К 2–3 каплям раствора ZnCl2 прибавить 3–4 капли реактива. Полученный осадок исследовать на растворимость в 2 МНС1.

Частные аналитические реакции ионов Sn2+

Стандартный окислительно-восстановительный потенциал пары Sn4+/Sn2+ равен +0,15 В. Следовательно Sn2+ является довольно сильным восстановителем.

Соединения висмута(Ш)восстанавливаются солями олова (II) в щелочной среде до металлического висмута:

3Na2SnO2 + 2Bi(OH)3 → 2Вi↓+ 3Na2SnO3 + 3Н2О,

3 SnO22– + 2Bi(OH)3 → 2Bi↓ + 3SnO32– + 3Н2О.

Образование черного осадка металлического висмута свидетельствует о наличии в растворе иона Sn2+.

Выполнение реакций. Приготовить в пробирке раствор Na2SnO2. Для этого к 2–3 каплям 1 Мраствора SnCl2 прибавить 8–10 капель 2Мраствора NaOH (на холоде) до растворения первоначально выпавшего осадка Sn(OH)2 с образованием станнита. К полученному раствору прибавить 2–3 капли раствора соли висмута (III), перемешать. Выпадает черный осадок Bi.

Контрольные вопросы:

1. Какое свойство гидроксидов катионов III группы позволило выделить их в отдельную аналитическую группу?

2. Для каких катионов III группы характерны окислительно-восстановительные реакции?

3. Какие анионы образуются при окислении Сг3+ в щелочной среде? В кислой среде?

4. Каким способом можно выделить А1(ОН)3 и Sn(OH)4 из раствора алюмината и станната?

5. С помощью какого реактива можно отделить катион Zn2+ от остальных катионов III группы?

6. О чем свидетельствует отсутствие окраски раствора смеси катионов III группы?

7. В какой среде открывают ион цинка действием дитизона?

8. С какой целью при обнаружении А13+ ализарином капельным способом прибавляют K4[Fe(CN)6]?

Наши рекомендации