Задача на нахождение максимума

Задача № 3.1.

Решить симплексным методом задачу №1.1

Решение.

В задаче №1.1 построена модель задачи ЛП:

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.1)

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.2)

Задача на нахождение максимума - student2.ru .

В задаче №2.1 приводится графическое решение данной задачи.

Для решения поставленной задачи симплексным методом от стандартной формы записи задачи ЛП перейдем к канонической. Ведем балансовые переменные Задача на нахождение максимума - student2.ru . Переменные Задача на нахождение максимума - student2.ru имеют экономический смысл: это остатки ресурсов Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru соответственно. Следовательно Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Каноническая форма записи системы (3.2):

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.3)

Составим расширенную матрицу системы (3.3):

Задача на нахождение максимума - student2.ru Задача на нахождение максимума - student2.ru

По теореме Кронекера - Капелли система (3.3) совместна и имеет бесчисленное множество решений.

Известно, что если задача ЛП имеет оптимальное решение, то оно совпадает, по крайней мере, с одним из опорных (допустимых базисных решений) системы (3.3). Так как ранг системы (3.3) равен четырем, то базисных переменных будет ровно четыре. На первом шаге в качестве базисных переменных удобно взять балансовые переменные Задача на нахождение максимума - student2.ru , так как система (3.3) легко разрешима относительно этих переменных.

I. Задача на нахождение максимума - student2.ru - базисные переменные;

Задача на нахождение максимума - student2.ru - свободные переменные.

Систему (3.3) решим относительно базисных переменных:

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.4)

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.5)

Обнулив свободные переменные, получим первое базисное решение:

Задача на нахождение максимума - student2.ru . Все компоненты полученного решения неотрицательны, следовательно, Задача на нахождение максимума - student2.ru является опорным решением, при котором Задача на нахождение максимума - student2.ru . По виду целевой функции (3.5) на данном шаге легко определить, что решение Задача на нахождение максимума - student2.ru не является оптимальным, т.к. возможно дальнейшее увеличение целевой функции за счет введения в базис свободных переменных Задача на нахождение максимума - student2.ru . При решении симплексным методом в базис свободные переменные вводятся поочередно. На данном шаге введем в базис переменную Задача на нахождение максимума - student2.ru . Так как базисных переменных в системе (3.4) должно быть ровно четыре, то одну из переменных необходимо вывести из базиса.

Предположим, что в системе (3.4) переменная Задача на нахождение максимума - student2.ru равна 0. Из первого уравнение системы (3.4) следует что, вводя Задача на нахождение максимума - student2.ru в базис, мы можем увеличить Задача на нахождение максимума - student2.ru только до 22. При увеличении Задача на нахождение максимума - student2.ru на значение большее, чем 22, переменная Задача на нахождение максимума - student2.ru становится равной отрицательному числу, что противоречит смыслу задачи. Аналогично рассуждая, получим, что во втором уравнении системы (3.4) Задача на нахождение максимума - student2.ru можно увеличить только до 13 единиц. В третьем уравнении увеличение Задача на нахождение максимума - student2.ru не повлияет на знак Задача на нахождение максимума - student2.ru . В четвертом уравнении Задача на нахождение максимума - student2.ru можно увеличить до 12 ед. Следовательно, при введении в базис Задача на нахождение максимума - student2.ru мы можем увеличить Задача на нахождение максимума - student2.ru до значения Задача на нахождение максимума - student2.ru . Четвертое уравнение системы (3.4) на данном шаге является разрешающим. Разрешающее уравнение решим относительно Задача на нахождение максимума - student2.ru , тем самым введем Задача на нахождение максимума - student2.ru в базис, увеличив до 12 ед., а переменную Задача на нахождение максимума - student2.ru выведем из базиса. Получим Задача на нахождение максимума - student2.ru .

II. Задача на нахождение максимума - student2.ru - базисные переменные;

Задача на нахождение максимума - student2.ru - свободные переменные.

Систему (3.4) перепишем, заменив в каждом из уравнений Задача на нахождение максимума - student2.ru на выражение Задача на нахождение максимума - student2.ru через свободные переменные: Задача на нахождение максимума - student2.ru . Для контроля выполнимости критерия оптимальности, целевую функцию (3.5) также выразим через свободные переменные Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Задача на нахождение максимума - student2.ru

Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Приведя подобные члены в системе ограничений и в выражении целевой функции через свободные переменные, получим:

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.6)

Задача на нахождение максимума - student2.ru . (3.7)

Обнулив свободные переменные, получим второе базисное решение:

Задача на нахождение максимума - student2.ru , которое также является опорным решением. Значение целевой функции увеличилось: Задача на нахождение максимума - student2.ru . Но решение Задача на нахождение максимума - student2.ru не является оптимальным, так как из (3.7) видно, что возможно дальнейшее увеличение Задача на нахождение максимума - student2.ru за счет увеличения свободной переменной Задача на нахождение максимума - student2.ru (введения Задача на нахождение максимума - student2.ru в базис).

Увеличить Задача на нахождение максимума - student2.ru можно до значения Задача на нахождение максимума - student2.ru . Следовательно, третье уравнение системы (3.6) на данном шаге является разрешающим. Разрешающее уравнение решим относительно Задача на нахождение максимума - student2.ru , тем самым введем Задача на нахождение максимума - student2.ru в базис, увеличив до 2 ед., при этом одновременно выведем из базиса Задача на нахождение максимума - student2.ru : Задача на нахождение максимума - student2.ru .

III. Задача на нахождение максимума - student2.ru - базисные переменные.

Задача на нахождение максимума - student2.ru - свободные переменные.

Систему (3.6) перепишем, заменив в каждом из уравнений Задача на нахождение максимума - student2.ru на выражение Задача на нахождение максимума - student2.ru через свободные переменные: Задача на нахождение максимума - student2.ru . Целевую функцию (3.7) также выразим через свободные переменные Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Задача на нахождение максимума - student2.ru

Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Приведя подобные члены в системе ограничений и в выражении целевой функции через свободные переменные, получим:

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.8)

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.9)

Задача на нахождение максимума - student2.ru - третье опорное решение. Значение целевой функции увеличилось: Задача на нахождение максимума - student2.ru . Но решение Задача на нахождение максимума - student2.ru не является оптимальным, так как из (3.9) видно, что возможно дальнейшее увеличение Задача на нахождение максимума - student2.ru за счет увеличения свободной переменной Задача на нахождение максимума - student2.ru . Введем Задача на нахождение максимума - student2.ru в базис, увеличив до значения Задача на нахождение максимума - student2.ru , при этом Задача на нахождение максимума - student2.ru выведем из базиса.

IV Задача на нахождение максимума - student2.ru - базисные переменные.

Задача на нахождение максимума - student2.ru - свободные переменные.

Задача на нахождение максимума - student2.ru

Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Задача на нахождение максимума - student2.ru (3.10)

Задача на нахождение максимума - student2.ru . (3.11)

Задача на нахождение максимума - student2.ru - четвертое опорное решение.

Полученное опорное решение будет оптимальным, так как все коэффициенты перед свободными переменными в выражении целевой функции (3.11) отрицательны и, следовательно, дальнейшее увеличение целевой функции невозможно. Отсюда: Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru .

Ответ. Оптимальные объемы производства продукции Задача на нахождение максимума - student2.ru - 10 единиц; продукции Задача на нахождение максимума - student2.ru - 6 единиц. Ресурсы Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru - израсходованы при оптимальном производстве полностью; ресурсы Задача на нахождение максимума - student2.ru , Задача на нахождение максимума - student2.ru остались в количестве 4 усл. ед. и 2 усл. ед. соответственно. Прибыль, получаемая при реализации продукции, составила 58 д.е.

Наши рекомендации