Iii. учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра математики с методикой начального обучения
УТВЕРЖДАЮ
Декан педагогического ф-та
«___»____________ 2011_г.
Рабочая программа дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для студентов III курса
(3 курс 5, 6 семестр очная форма обучения)
Психолого-педагогическое образование»
(направление подготовки)
«Психология и педагогика дошкольного образования»
(профиль подготовки)
Квалификация (степень)
Бакалавр
Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2011 г. Протокол № Зав. кафедрой____________ | Составитель: Ст. преподаватель Журавлева Т.А. |
Тверь 2011
II. Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя (преподавателя), к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Традиционно основной задачей методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста являлась подготовка их к школьному обучению, а именно к восприятию и усвоению математики в школе. В условиях современного образования целью дошкольной математической подготовки согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» является всестороннее развитие ребенка и обеспечение в обучении возможности приобретения знаний и использования их в жизни. Появление вариативных образовательных программ, отличающих от типовой программы и реализующих идеи развивающего обучения, требует изменения содержания теории и методики, направленное на формирование и развитие математических способностей. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Изучение курса «Теория и методика математического развития дошкольников» позволяет познакомить студентов с разработанными областями теории и практики математического развития дошкольников, подходами к развитию математических способностей, познавательных интересов к математике, направлено на поиск оптимальных условий обучения детей дошкольного возраста элементам математики.
Цель - подготовить организатора-методиста дошкольного образования к осуществлению математического развития детей дошкольного возраста.
· формирование у студентов представлений о теоретических основах развития математических представлений у дошкольников;
· формирование понимания психолого-педагогических особенностей развития у детей математических представлений;
· ознакомление студентов с современными формами, средствами и методами обучения математике в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений и условиях семейного воспитания;
· ознакомление с методическим руководством математическим образованием детей в дошкольном учреждении;
· • развитие умений анализировать процесс обучения дошкольников математике на занятиях и в повседневной жизни, диагностировать уровень математического развития детей;
· ознакомление с развитием методики обучения математике и перспективам дальнейшего её совершенствования, а также программами нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад - 2010» и др.).
6. Формы контроля:
Подисциплине «Теория и методика математического развития дошкольников» предусмотрены различные формы и виды контроля: текущий (домашние задания, математический диктант, аудиторная письменная работа, устный опрос), рубежный (письменная работа, бланковое тестирование, решение задач, индивидуальные задания), итоговый (зачет, экзамен).
Форма отчетности – письменная работа (5 семестр), экзамен (6 семестр).
III. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Содержание дисциплины «Теория и методика математического развития дошкольников» включает в себя два раздела: теоретические основы развития математических представлений и методику математического развития детей дошкольного возраста.
В содержании курса раскрываются: теоретические основы математических знаний, необходимые для грамотного анализа содержания обучающих программ в математической части; психолого-педагогические особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста; методика ознакомления детей с математикой как введением в эту образовательную область; содержание, организационные формы и средства обучения математике в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений и условиях семейного воспитания.
Программа определяет содержание лекций, практических занятий, вопросы для самостоятельной работы студентов, примерную тематику курсовых и дипломных работ по данной учебной дисциплине. Отдельные темы курса, достаточно полно и глубоко освещенные в литературе, по рекомендации преподавателя могут быть предложены студентам для самостоятельного изучения. Практические занятия, направлены на закрепление теоретических знаний по методике математического развития дошкольников.