Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Выставление оценок

Домашняя работа: Подготовить доклад на тему: Расчет рН в водных растворах сильных и слабых кислот и оснований. Буферное действие.

СРСП № 20

На тему:Сущность метода нейтрализации, его индикаторы, показатель титрования, выбор индикатора, кривые титрования.

Цель:

Обучающая– глубокое изучение различных явлений и законов по данной теме

Развивающая – формирование эффективных и устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью;

Воспитательная – приобщать обучающихся к активности, самостоятельности на занятиях

Ход урока:

1. Организационный этап- 3 минуты

2. Этап подготовки к усвоению материала СРСП -5 минут

3. Проверка домашнего задания- 27 минут

4. Обобщение и систематизация полученныхзнаний - 5 минут

5. Выставление оценок- 5 минут

а) Расчет концентрации ионов водорода (рН)

В основе метода нейтрализации лежит реакция взаимодействия:

Н+ + ОН- ® Н2О

В процессе титрования происходит изменение концентрации ионов Н+ или ОН-. Поэтому основными расчетами является вычисление рН и рОН. Исходя из ионного произведения воды:

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = c(H+)×c(ОH-) = 10-14 , логарифмируя

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = -lgc(H+) - lgc(OH-) = -lg10-14

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = рН + рОН = 14

Расчет рН и рОН в растворах сильных электролитов.

Сильные электролиты практически полностью диссоцируют на ионы, поэтому концентрация ионов Н+ или ОН- определяется исходной концентрацией кислоты или щелочи.

Пример: с(НСІ) = 0,1 моль/л, рН - ?

Решение: НСl ® Н+ +Сl-, с(Н+ ) = с(НСІ) = 0,1 = 10-1 моль/л

рН =- lgc(H+) = -lg10-1 = 1

Пример: с(КОН) = 0,1 моль/л, рН - ?

Решение: КОН ® К+ +ОН-, с(ОН) = с(КОН) = 0,1 = 10-1 моль/л

рOН =-lgc(OH-) = -lg10-1 = 1

pH = 14 – 1 = 13

Расчет рН и рОН в растворах слабых электролитов.

Слабые электролиты диссоциируют на ионы частично, поэтому концентрация ионов Н+ или ОН- зависит от константы диссоциации соответствующей кислоты или основания.

Пример: с(СН3СООН) = 0,1 моль/л, Кд = 1,75×10-5, pH - ?

Решение: СH3COOH = СН3СОО- + Н+; Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru , т.к.

с(СН3СОО-) = с(Н+), то Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru или

с(H+) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru

Пример: с(NH4OH) = 0,1 моль/л, Kд= І,79×10-5, pH - ?

Решение: NH4OH ® NH Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru + OH-, Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru , т.к

C(NH Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru ) = c(OH-), то Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru или

Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru

pOH = -lg1,3×10-3 = 2,88

рН = 14-2,88 = 11,12

Как видно из приведенных примеров, для сильной кислоты рН меньше, чем для слабой той же концентрации, а для щелочи больше, чем для слабого основания, что согласуется с теорией электролитической диссоциации.

Проверка домашнего задания

Обобщение и систематизация полученных знаний

Выставление оценок

Домашняя работа: Подготовить доклад на тему: Константы равновесия ОВР. Скорость и механизм ОВР.

СРСП № 21

На тему:Расчет и построение кривых титрования.

Обучающая– глубокое изучение различных явлений и законов по данной теме

Развивающая – формирование эффективных и устойчивых взаимосвязей между научной и образовательной деятельностью;

Воспитательная – приобщать обучающихся к активности, самостоятельности на занятиях

Ход урока:

1. Организационный этап- 3 минуты

2. Этап подготовки к усвоению материала СРСП -5 минут

3. Проверка домашнего задания- 27 минут

4. Обобщение и систематизация полученныхзнаний - 5 минут

5. Выставление оценок- 5 минут

Расчет и построение кривых титрования.

Необходимость расчета и построения кривых титрования обусловлена выбором подходящего индикатора, чтобы исключить перетитрование или недотитрование анализируемого раствора при фиксировании точки эквивалентности. При расчете кривых титрования обычно выбирают начальную точку, несколько точек ближе к точке эквивалентности, где рН меняется резко, точку эквивалентности и несколько точек, когда добавлен избыток титранта, чтобы иметь величину скачка титрования, чем определяется выбор индикатора. Изменением объема в процессе титрования при расчетах пренебрегают.

В зависимости от природы электролитов (титруемого раствора и титранта) различают следующие случаи:

1. Сильная кислота титруется сильным основанием (или наоборот).

Пусть с(HCl) = 0,1 моль/л, с(KOH) = 0,1 моль/л, исходный объем кислоты 100 мл, расчет провести для точек, когда добавлено: 0; 90; 99; 99,9; 100; 100,1; 101; 110; 200 мл титранта (КОH).

1 точка: к 100 мл HCl добавлено 0 мл КОН

с(H+) = с(НСІ) =0,1 =10-1 моль/л

рH = -lg c(H+) = -lg10-1 =1, рН =1

2 точка: к 100 мл HCl добавлено 90 мл KOH, не вступило в реакцию 10 мл, что в 10 раз меньше исходного объема, следовательно и концентрация Н+ в 10 раз меньше исходной.

с(Н+) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,01 = 10-2 моль/л

pH = -lgc(H+) = -lg10-2 = 2, рН =2

3 точка: к 100 мл HCl добавлено 99 мл KOH, не вступило в реакцию 1 мл кислоты, что в 100 раз меньше исходного объема, следовательно и концентрация Н+ в 100 раз меньше исходной.

с(Н+) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,001 = 10-3 моль/л

pH = -lgc(H+) = -lg10-3 = 3, рН = 3

4 точка: к 100 мл HCl добавлено 99,9 мл KОH, не вступило в реакцию 0,1 мл кислоты, что в 1000 раз меньше исходного объема, следовательно и концентрация Н+ в 1000 раз меньше исходной.

с(Н+) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,0001 = 10-4 моль/л

pH = -lgc(H+) = -lg10-4 = 4, рН = 4

5 точка: точка эквивалентности – к 100 мл HCl добавлено 100 мл КОН, произошла полная нейтрализация:

НСІ + КОН ® КС1 + Н2О

рН в этом случае определяется ионным произведением воды.

с(Н+) = с(ОН-) = 10-7 моль/л

pH = -lgc (H+) = -lg10-7 = 7, рН = 7

6 точка: к 100 мл НСІ добавлено 100,1 мл КОН, избыток щелочи составил 0,1 мл, это в 1000 раз меньше максимально заданного избыточного объема в 100 мл, соответственно концентрация ОН- в 1000 раз меньше 0,1 моль/л.

с(ОН-) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,0001 = 10-4 моль/л

pОH = -lgc(ОH-) = -lg10-4 = 4, рОН = 4

рН = 14 – 4 = 10

7 точка: к 100 мл НСІ добавлено 101мл КОН, избыток щелочи 1 мл, это в 100 раз меньше максимально заданного избыточного объема в 100 мл, соответственно концентрация ОН- в 100 раз меньше 0,1 моль/л.

с(ОН-) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,001 = 10-3 моль/л

pH = -lgc(ОH-) = -lg10-3 = 3

рН = 14 – 3 = 11

8 точка: к 100 мл НСІ добавлено 110 мл КОН, избыток щелочи10 мл, это в 10 раз меньше максимально заданного избыточного объема в 100 мл соответственно концентрация ОН- в 10 раз меньше 0,1 моль/л.

с(ОН-) = Проверка домашнего задания. Обобщение и систематизация полученных знаний - student2.ru = 0,01 = 10-2 моль/л

pОH = -lgc(ОH-) = -lg10-2 = 2, рОН =2

рН = 14-2 = 12

9 точка: к 100 мл НСІ добавлено 200 мл КОН, избыток щелочи 100 мл, концентрация которого 0,1 моль/л.

с(ОН-) = с(КОН) = 0,1 = 10-1 моль/л

pОH = -lgc(ОH-) = -lg10-1 = 1

рН = 14 - 1 = 13

Используя полученные данные строят кривую титрования.

Наши рекомендации