КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Вычислить пределы:
Задание 1
Вычислить пределы:
1.
2.
3.
4.
5.
Делаем замену , , .
6.
.
Вычислить пределы.
1.
2.
3.
4.
Задание 2
При решении примеров используются формулы производных сложных функций , где :
и другие.
1. .
2. Преобразуем:
.
.
3.
4.
.
5. логарифмируем: дифференцируем:
6. логарифмируем: дифференцируем:
7.
.
Задание 3
Провести полное исследование функций и построить графики.
а) ; б) .
Решение:
а) .
1) Функция определена на всей оси Ох, кроме точки , где она терпит бесконечный разрыв.
2) Находим наклонные асимптоты :
;
Наклонная асимптота . Вертикальная асимптота .
Находим критические точки, в которых первая или вторая производная равна нулю, либо не существует:
;
.
Критическими точками будут и , где =0 . В точке функция не существует.
Из формулы для следует, что y<0 при , и y>0 при .
Из формулы для следует, что при x из (- ,-2) >0, т.е. функция возрастает; в интервале (-2,-1) <0 – функция убывает, а точка является точкой максимума. В интервале (0,+ ) >0 – функция возрастает. В интервале (-1;0) производная <0 и функция убывает. Точка – точка минимума.
В интервале (- ;-1) <0 – график функции выпуклый, в интервале (-1; + ) >0 - график вогнутый.
Результаты исследований сведем в таблицу:
x | (- ,-2) | -2 | (-2,-1) | -1 | (-1,0) | (0,+ ) | |
y | - | -4 | - | - | + | + | |
+ | - | не сущ. | - | + | |||
- | - | - | не сущ. | + | + | + | |
Выводы: | Функция возрастает; график выпукл. | Точка максимума | Функция убывает; график выпукл. | Точка разрыва | Функция убывает; график вогнут. | Точка минимума | Функция возрастает; график вогнут. |
Строим график:
б) .
1) Функция определена, если >0 , т.е.
В точках и функция имеет бесконечный разрыв, так как:
; .
2) Прямые и – вертикальные асимптоты, т.к. lim |y|= в этих точках.
Наклонные асимптоты:
; ;
Таким образом, уравнение асимптоты .
3) Находим и : ;
.
Критические точки: 0, в точках и функция не существует;
=0 , точка – критическая точка; ОДЗ.
>0 в интервалах (- ;-2) и (1;+ ) – функция возрастает;
<0 в интервале (1;+ ) – график функции выпуклый;
>0 в интервале (- ;-2) – график функции вогнутый;
Из условия у=0 найдем точку пересечения кривой с осью Ох.
.
Составим таблицу, включающую точки и ; .
x | (- ,-2) | -2 | (1, ). | . | ( ,+ ) | |
y | + | + | - | - | + | |
+ | не сущ. | не сущ. | + | + | + | |
+ | не сущ. | не сущ. | - | - | - | |
Выводы: | Функция возрастает; график вогнут. | Вертикальная асимптота. | Вертикальная асимптота. | Функция возрастает; график выпукл. | Функция возрастает; график выпукл. |
Строим график функции:
Образец выполнения контрольной работы № 2
Задание 4
Найти неопределённые интегралы. В пунктах а) и б) результаты проверить дифференцированием.
а) ; б) ;
в) ; г) .
Решение.
а)
.
Проверка.
Найдём производную от полученного результата:
.
Получили исходную подынтегральную функцию. Значит, интеграл найден верно.
Ответ: .
б) находят интегрированием по частям. Формула интегрирования по частям имеет вид
.
Примем . Первое равенство дифференцируем, второе интегрируем:
.
Получаем: . Применяя формулу интегрирования по частям, находим:
.
Проверка.
.
Интеграл вычислен верно.
Ответ: .
в) – интеграл от рациональной дроби. Найдём корни многочлена, стоящего в знаменателе, т. е. решим уравнение :
и разложим знаменатель дроби на множители, а дробь – на сумму двух простейших дробей:
.
Приравняем числители первой и последней дроби:
.
Это тождество должно выполняться при всех .
Подставим : .
Теперь подставим : .
Значит, разложение дроби имеет вид:
.
Найдём теперь заданный интеграл:
.
Ответ: .
г) В интеграле сделаем замену переменной , откуда . Дифференцируя обе части, найдём:
.
После замены интеграл принимает вид:
=
.
Ответ: .
Задание 5
Вычислить несобственный интеграл или доказать его расходимость:
.
Решение.
Функция не ограничена в окрестности точки x = 3. Поэтому точка x = 3 – особая. По определению несобственного интеграла
Ответ: .
Задание 6
Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями
.
Решение.
Искомая площадь заштрихована на рисунке.
Её величина вычисляется по формуле
.
Ответ: .
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Задание 7
Дано:
A= , B= , C= .
Найти: .
Решение:
= = =
= ;
= +5 = + = ;
= = = ;
, где ;
- алгебраическое дополнение элемента .
Проверка:
=
=
.
Получили, что , значит обратная матрица вычислена верно.
Задание 8
Доказать совместность системы уравнений
и решить её а) методом Гаусса, б) матричным методом.
Решение:
Матрица системы ,
расширенная матрица .
Вычислим ранги матрицы А и матрицы С.
Применим к матрицам А и C элементарные преобразования. Обозначим схематически умножение i-й строки на число m и прибавление полученной строки к k-й строке.
Аналогичное обозначение применим к столбцам.
Деление строки (столбца) на число N обозначим
A=
.
Следовательно, ранг А = 3.
Вычислим ранг матрицы С.
C =
.
Следовательно, ранг С = 3
Так как ранг А = ранг С, то система совместна.
а) Решение системы методом Гаусса.
Рассмотрим расширенную матрицу С и осуществим преобразование со строками
C=
.
Коэффициенты матрицы G являются коэффициентами системы уравнений:
Получим: .
б) Решение системы матричным методом.
Систему уравнений
можно представить в матричном виде, если обозначить матрицы:
A= ; B= ; X=
Система уравнений в матричном виде: A X=B
Решение имеет вид: X= B
Найдем
.
Вычислим алгебраические дополнения:
X= B = = = =
Следовательно, .
Задание 9
Даны координаты вершин пирамиды :
(1;3;0) ; (7;4;1) ; (2;9;6) ; (4;6;6).
Найти:
1) длину ребра ;
2) угол между ребрами и ;
3) уравнение прямой ;
4) уравнение плоскости ;
5) угол между ребром и гранью ;
6) объём пирамиды;
7) уравнение высоты, опущенной из вершины на грань ;
8) сделать чертеж.
Решение:
1) координаты векторов: =(6;1;1) ; =(1,6,6); =(3;3;6).
Длины векторов: = = ; = = .
2) Угол между ребрами и :
,
.
3) уравнение прямой :
4) уравнение плоскости :
(x-1)(6-6) - (y-3)(6 6-1 1)+z(6 6-1 1)=0 -35(y-3) + 35z = 0 y-z-3=0
5) угол между ребром и гранью (плоскостью )
,
.
6) объем пирамиды:
(Из 3-го столбца вычтем 2-й столбец) | . |
7) уравнение высоты, опущенной из вершины на грань . Направляющий вектор высоты – это нормальный вектор плоскости на грань . Каноническое уравнение высоты: .
8) Чертеж:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….………………………….………………………. | |
Учебный план дисциплины ……...…….…………………… | |
Цели и задачи дисциплины ………………….……………… | |
Общие рекомендации студенту заочного отделения по изучению курса математики ..........………...…………..…… | |
Указания по выполнению контрольных работ .…………… | |
Таблица вариантов .………………………..………………… | |
Рекомендуемая литература ………………….……………… | |
Рабочая учебная программа курса и методические указания к изучению предмета …………………………………… | |
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ……………………… | |
Контрольная работа № 1 ………………………………… | |
Контрольная работа № 2 ……….………………………… | |
Контрольная работа № 3 …………………….…………… | |
ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .….. | |
Контрольная работа № 1 …….…………………………… | |
Контрольная работа № 2 ………………………………… | |
Контрольная работа № 3 ………………………………… |