Рассмотрим случай влёта частицы под произвольным углом к силовым линиям магнитного поля
_ _ _
Разложив вектор скорости υ по компонентам υ║ и υ┴ , направленным соответственно параллельно и перпендикулярно силовым линиям однородного магнитного поля, получим сначала выражение для радиуса траектории частицы:
Fл q·υ·B·Sinα
По ΙΙ закону Ньютона а = ---------- = ---------------------- ,
M m
С другой стороны, из кинематики криволинейного движения
Можем записать
(υ┴)² υ²·Sin²α
a = ---------------- = --------------
R R
Приравнивая правые части вышеприведённых выражений,
в итоге получаем:
m· υ ·Sinα
R = -----------------------
q·B
Поскольку период обращения частицы
2π·R 2π·m
Т = ---------- = --------- ,
υ ┴ q·B
То за один период частица смещается вдоль силовой линии
на расстояние h, называемое шагом силовой линии:
2π·m· υ ·Cosα
h = -------------------
q·B
Обсудив полученные формулы для радиуса и шага винтовой линии, можно в качестве примера рассмотреть полярные сияния.
Неплохо, раз уж получили формулы для элементов R и h траектории частицы, вывести несколько ценных соотношений.
Это полезно для учащихся, поскольку даёт определённый опыт в решении задач, требующих определённой смекалки.
Рассмотрим отношение радиуса R винтовой линии к её шагу h:
R m· υ ·Sinα·q·B Sinα
------- = ------------------------ = ------------- ,
h 2π·m· υ ·Cosα·q·B 2π· Cosα
откуда получаем возможность определить угол α влёта частицы в однородное магнитное поле:
2π·R
tg α = ------------
h
Выразив из формулы радиуса и шага поперечную и продольную составляющие импульса частицы
m·υ·Sinα = q·B·R
h
m·υ·Cosα = q·B·-----,
2π
Затем возводим их в квадрат и складываем, чтобы получить
Возможность расчёта импульса частицы по элементам её
траектории:
h ½
m· υ = q·B·(R² + (-------)²) ,
2π
А также для кинетической энергии частицы можем, применяя
Соотношение
p² (m· υ)²
Ек = ----------- = ----------- ,
2·m 2·m
получить:
q²·B² h
Ек = --------·(R² + (-------)²)
2·m 2π
Полученная формула для расчёта кинетической энергии частицы чуть упрощается при расчёте в электрон-вольтах, если частицей является протон или электрон:
ē·B² h ½
Ек = --------·(R² + (-------)²)
2·m 2π
Значительное время и место, по мнению автора, следует уделить решению задач именно по теме «сила Лоренца», что должно существенно облегчить в дальнейшем изложение темы «Электромагнитная индукция».
Для решения задач автор рекомендует взять из сборника
«3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы»
№№ 13.51—13.72, 13.76--13.81, 13.96, дающие достаточно широкий выбор уровня сложности.
Для домашнего задания, кроме расчётных задач, можно задать вопросы типа:
Каким будет движение заряженной частицы в неоднородном (всё возрастающем) магнитном поле?
Какова роль магнитного поля Земли с точки зрения защиты от «солнечного ветра»?
Что представляют собой полярные сияния и почему они происходят именно в полярных областях?
СУММАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО
МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ЗАРЯДЫ, ДВИЖУЩИЕСЯ
В ПРОВОДНИКЕ (СИЛА АМПЕРА).
Поскольку учащиеся имеют представление об электрическом токе в проводниках (металлах) как о дрейфовом движении электронов, логично будет представить суммарную силу, действующую на дрейфующие электроны, как силу, действующую на проводник с током в магнитном поле – силу Ампера.
Рисунок, представленный для вывода формулы силы Ампера,
весьма похож на рисунок, использовавшийся для вывода основного уравнения молекулярно-кинетической теории. Вспомнить пройденный в недавнем прошлом материал всегда полезно…
Сила Лоренца, действующая на отдельно взятый электрон:
_ _ _
Fл = q·[ υ ·B],
Или, если нас интересует модуль силы
Fл = q· υ ·B·Sinα,
где α – угол между вектором
скорости υ электрона
И индукцией В внешнего
Магнитного поля.
Суммируя по объёму проводника, получаем в итоге:
_ _
ΣF = Fл·S·l·n,
Где S – площадь поперечного сечения
Проводника,
L - длина «активной», т.е.
Находящейся во внешнем
Магнитном поле части прямого
Проводника,
N – концентрация электронов
В проводнике.
Подставляя выражение для силы Лоренца в полученную формулу, обратим внимание на произведение членов υ · S ·q·n,
встречавшееся в недавнем прошлом при выводе закона Ома:
это произведение есть не что иное, как сила тока I!
_ _ _ _ _
ΣF = q·[ υ ·B]·S·l·n =[ l·B]·I , или
_ _ _
Fa = [l ·B]·I
И модуль силы Ампера
Fа = Ι·B·l·Sinα
Несколько простых задач на подстановку или преобразование формулы силы Ампера служат «разогревом» для задач более сложных, в которых учащимся придётся вспомнить как механику, так и электростатику.
К простым задачам следует отнести задачи №№ 13.102—13.110 из сборника «3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы», к более интересным №№ 13.111—13.118 из этого же сборника задач.
В качестве домашнего задания предлагается довольно широкий спектр задач на выбор. Автор убеждён, что сборник задач коллектива авторов-составителей Н.В.Турчиной, О.И.Сурова, Г.Г.Спирина и др. является весьма удобным в работе учителя средней школы, поскольку уровень предлагаемых вниманию школьников задач даёт возможность значительно дифференцировать нагрузку, получаемую учеником.
Вариант контрольной работы по теме «Магнетизм» можно сформировать в зависимости от степени усвоения материала. В приложении 1 приведён вариант, позволяющий проконтролировать усвоение материала в полном объёме.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Переход к явлению электромагнитной индукции при нормальном усвоении предложенного материала представляется достаточно простым: после введения понятия потока вектора магнитной индукции обсуждается «классический» пример проводящего кольца, надеваемого на магнит. Анализ направления силы Лоренца, выполняемый учащимися, позволяет им самостоятельно придти к формулировке правила Ленца.
Решение вызывающих, как обычно, затруднение качественных задач на определение направления индукционного тока после чёткого усвоения векторного произведения оказывается для учащихся вполне доступным занятием.