Сущность языковых систем состоит в том, что закономерности мыслительных процессов реализуются в законах организации текстовых структур
Оглавление.
Введение......................................................................................................... 5
ГЛАВА I
Математический формализм............................................................................ 10
§1 О понятии действительных чисел....................................................... 10
1.1 Формализм натуральных чисел....................................................... 10
1.2 Операции, определяющие формирование множества рациональных чисел. 12
1.3 Аксиоматика рациональных чисел.................................................. 15
1.4 Задачи, приводящие к расширению множества рациональных чисел. 16
1.5 Аксиоматизация множества действительных чисел........................ 17
1.6 О представлении действительных чисел.......................................... 18
§2 Аксиоматическое обоснование евклидовой геометрии...................... 19
2.1 О “Началах” Евклида....................................................................... 19
2.2 Аксиоматика Д. Гильберта(1862-1943)........................................... 20
2.3 Два недостатка аксиоматики Д. Гильберта...................................... 26
§3 Структура векторного пространства................................................. 27
3.1 Модель направленных отрезков...................................................... 27
3.2 Арифметическая модель векторного пространства........................ 29
3.3 Абстрактное векторное пространство............................................. 31
3.4 Аксиомы скалярного произведения векторов................................. 32
§4 Модель Вейля евклидовой геометрии................................................ 35
4.1 Арифметизация трехмерного евклидова пространства.................. 35
4.2 Многомерное арифметическое евклидово пространство................ 37
§5 Модель А. Пуанкаре плоскости Лобачевского.................................. 39
5.1 Основные понятие модели А. Пуанкаре плоскости Лобачевского. 39
5.2 Основные факты в планиметрии Лобачевского............................... 42
5.3 О роли открытия неевклидовой геометрии..................................... 44
ГЛАВА II
Свойства аксиоматических систем................................................................... 45
§6 Математические структуры и аксиоматические теории..................... 45
6.1 Понятие отношений между объектами............................................. 45
6.2 Понятие математической структуры................................................ 46
6.3 Модель или реализация системы аксиом........................................ 48
6.4 Формальная и содержательная аксиоматики. Теории и структуры. 48
6.5 Изоморфизм...................................................................................... 49
§7 Требования , предъявляемые к системам аксиом............................... 52
7.1 Непротиворечивость системы аксиом.............................................. 52
7.2 Независимость аксиоматической системы....................................... 53
7.3 Независимость аксиомы параллельности........................................ 54
7.4 Дедуктивная полнота и категоричность системы аксиом............... 54
7.5 Историческая роль V постулата Евклида в развитии оснований математики. 55
§8 Анализ текстовых парадоксов............................................................ 57
8.1 Языковые свойства имен объектов................................................... 57
8.2 Проблема выразимости.................................................................... 57
8.3 Понятие искусственного языка....................................................... 58
8.4 Понятие парадокса............................................................................ 59
8.5 “Ахиллес и черепаха”....................................................................... 59
8.6 Парадокс пустого множества........................................................... 60
8.7 Парадокс достижимости в натуральном ряде................................. 60
8.8 “Одно и то же, но по-разному”........................................................ 61
Заключение.......................................................................................... 63
Обозначения........................................................................................ 65
Литература........................................................................................... 66
Введение.
Развитие информационных систем и компьютерных технологий открыли новые возможности в исследовании человеческого интеллекта. Цель такого исследования состоит в моделировании интеллекта и, в конечном счёте, автоматизации ряда процессов интеллектуальной деятельности.
Интеллект является процессом и продуктом мышления и отражает отношения объектов различной природы в виде мыслительных образов. Эти образы составляют субъективный информационный мир личности, а обмен информацией между людьми осуществляется посредством различных языковых систем. Знаковые или символьные языковые системы позволяют каждому индивидууму реализовать мысленную систему образов в виде языковых единиц – слов и их структурных образований – текстов.
Различаются три основные функции языка, это:
· отслеживание мысли (опорная функция);
· формирование умозаключений (логическая функция);
· средство общения (коммуникационная функция).
Такую роль языку отводил великий математик Леонард Эйлер (1707 – 1763). Он писал: “Язык нужен людям, чтобы они могли следить за своими мыслями и развивать их, а также общаться друг с другом”, [1, с.282].
Опорную функцию языка впервые систематически исследовал известный логик конца XIX века Готлоб Фреге (1848 – 1925). Вот его слова: “Нам удаётся управлять нашим вниманием и направлять мысль в желательное для нас русло благодаря знакам. Когда мы воспроизводим знак, то мы тем самым создаём определённую опору нашей мысли, – определённый центр, вокруг которого возникают различные представления. Из этих представлений мы выбираем одно и опять фиксируем его с помощью знака. Так удаётся шаг за шагом проникнуть во внутренний мир наших представлений и двигаться в этом мире в нужном направлении. Чувственно-наглядное (в форме знаков) позволяет нам не потонуть в потоке восприятий и представлений, непрерывно захлёстывающих наше внимание”.
Можно считать, что Фреге открыл акт и цикл процесса организации мыслительных образов в слова и тексты. Представим этот акт в виде диаграммы:
Тогда текст является итерацией, т.е. последовательной композицией, таких актов.
Прежде, чем сформулировать цели и задачи нашего пособия, приведём языковые понятия, при помощи которых формируется понятие текста.
Ф.1 | Определение символьного или знакового языка |
Знаковая или символьная система, используемая для такой организации структуры мыслительных образов, которая представляет информацию, называется символьным или знаковым языком. |
Пример 1
Система дискретных звуковых знаков есть общепринятое понятие человеческого языка, являющегося средством общения.
Пример 2
Система последовательностей двух символов 0 и 1 представляет язык числовых кодов: 110001, 100100100, и т.д...
Пример 3
Система знаков представляющих музыкальные звуки называется нотами.
Ф.2 | Нотные знаки гаммы целых звуков одной октавы |
Языковой способ коммуникации, то есть передачи информации, основан на композиции знаковых единиц – потоке слов, организованных в предложения – тексты.
Ф.3 | Определение формального слова |
Языковую знаковую или символьную единицу, представляющую мыслительный образ, назовём формальным словом |
Ф.4 | Определение формального предложения |
Упорядоченное множество формальных слов, несущее в себе информацию законченного характера, назовём формальным предложением. |
Ф.5 | Определение формального текста |
Последовательность формальных предложений, синтезирующая информационный поток, назовём формальным текстом. |
Тексты, организованные в самостоятельные блоки, как это сделано выше, назовём файлами.
Ф.6 | Определение файла |
Текст |
Файлы несут свой мыслительный образ, и поэтому их можно использовать для организации более сложных, нелинейных текстовых структур: каталогов, диаграмм, блок-схем и т.д., например: Схема 1, приведённая выше. Ещё пример – синтезирование понятия символьного языка в виде блок-схемы:
Каждый предмет (литература, математика, экономика и т. д.) имеет свой язык. Разные модели одного предмета имеют разные языки, например:
· литературное произведение на русском и английском языках;
· геометрический и координатный языки в математических моделях;
· геометрическая и аналитическая теория интеграла, и т. д.
Каждый из этих предметов и моделей является реализацией процесса мышления в виде языковой модели-текста. Поэтому текст можно считать основным продуктом интеллектуальной деятельности. Следовательно, исследование интеллектуального уровня и интеллектуальных функций – это исследование языковых продуктов.
Вывод.
Сущность языковых систем состоит в том, что закономерности мыслительных процессов реализуются в законах организации текстовых структур.
Вопрос.