Что такое «метод обучения»?

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные ме­тоды обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов:

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. .

Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являют­ся .

Ведущий - практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают элемен­тарные математические представления.

Характерными особенностями практического метода при фор­мировании элементарных математических представлений являются:

— выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) действий, служащих основой для умственных действий;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

— выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассужде­ния в самой элементарной форме;

— широкое использование элементарных математических пред­ставлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений.

Упражнение - ………

Существующая в настоящее время система упражнений для каждой возрастной группы строится па принципе взаимосвязи. Каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие эле­менты: материал, способы действия, результаты и т. д.

При формировании элементарных математических представле­нии игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.

Наглядные и словесные методы при формировании элементар­ных математических представлений не являются самостоятель­ными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в предматематической подготовке детей в детском саду.

Прием – это…….

При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словес­ным и практическим методам и применяемые в тесной взаимо­связи друг с другом:

1. Демонстрация воспитателем способа действия в сочета­нии с объяснением. Это основной прием обучения, он носит на­глядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообраз­ных дидактических средств, дает возможность формировать навы­ки и умения у детей. К нему, как правило, предъявляются сле­дующие требования:

— четкость, «пошаговая» расчлененность демонстрации; согласованность действий со словесными пояснениями;

— точность, краткость и выразительность речи, сопровождаю­щей показ способов действия;

активизация восприятия, мышления и речи детей.

Этот прием чаще всего используется при сообщении новых знании.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (уп­ражнений.) Прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.

4. . Вопросы к детям. Это один из основных приемов формиро­вания элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Они могут быть:

-- репродуктивно-мнемическне :Что это такое? Какого цвета флажки? Как называется эта фигура? И т. д.;

— репродуктивно-познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один? Какое число больше (мень­ше): 9 или 7? И т. д.);

— продуктивно - познавательные (Что надо сделать, чтобы круж­ков стало поровну? Как решить эту задачу? Какой по счету красный флажок? И т.д.

Выделим некоторые основные требования к вопросам воспитателя как методическому приему:

— точность, конкретность и лаконизм;

— логическая последовательность;

— разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;

оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала;

— вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мыш­ление, заставлять задумываться, анализировать, сравнивать, со­поставлять. обобщать;

- количество вопросов должно быть небольшим, но достаточ­ным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

— следует избегать подсказывающих и альтернативных вопро­сов, умело пользоваться дополнительными вопросами.

Старших дошкольников необходимо учить формулировать вопро­сы самостоятельно.

Отметим также методические требования к ответам детей. От­веты должны быть:

— краткими или полными в зависимости от характера вопроса;

— самостоятельными и осознанными;

— точными, ясными, достаточно громкими;

— грамматически правильными.

Сформулируйте вопросы

5. Словесные отчеты детей. Этот методический прием склады­вается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали и что по­лучилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос. Сло­во помогает вычленить действие, осмыслить результат.

6. Контроль и оценка. Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выпол­нения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонст­рацией способов действий взрослым в качестве образца, непосред­ственной помощью, включает исправление ошибок. Воспитатель должен разъяснять причины ошибок, обращать внимание на образец своей речи или в качестве примера использовать лучшие действия, ответы других ребят.

7. В ходе формирования элементарных математических пред­ставлений такие их компоненты, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, выступают не только как познавательные процессы, или операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка при обучении, позна­нии нового.

В основе сравнения лежит установление сходства и различии между объектами.

Анализ — это движение мысли от целого к его частям, синтез — от частей к целому.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщениям в которых обычно суммируются результаты наблюдений и действий. Этот прием направлен на осознание количественных, простран­ственных и временных отношений, выделение главного и существен­ного.

8. В методике обучения приемами называют также некоторые специальные практические или умственные действия, на основе которых у детей формируются элементарные математические пред­ставления. К таким приемам традиционно относят: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешива­ние» предмета «на руках»; использование фишек-эквивалентов; присчитывание и отсчитывание по единице и т. д.

9. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элемен­тарных математических представлений.

Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоя­тельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широ­ко используются модели при формировании временных представле­ний (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая лесенка, число­вая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементар­ных математических представлений применяются в основном пред­метные, предметно-схематические, графические модели.

Словесные ☺ NНаглядные †Практические
       

(рассказ, наблюдения, лабораторные опыт, демонстрация наглядных пособий, упражнения, беседа, практические работы, изложение, иллюстрация )

Наши рекомендации