Что такое «метод обучения»?
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов:
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. .
Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются .
Ведущий - практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.
Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:
— выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) действий, служащих основой для умственных действий;
— широкое использование дидактического материала;
— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
— выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;
— широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.
Практический метод предполагает организацию упражнений.
Упражнение - ………
Существующая в настоящее время система упражнений для каждой возрастной группы строится па принципе взаимосвязи. Каждое предыдущее и последующее упражнение имеет общие элементы: материал, способы действия, результаты и т. д.
При формировании элементарных математических представлении игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в предматематической подготовке детей в детском саду.
Прием – это…….
При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом:
1. Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему, как правило, предъявляются следующие требования:
— четкость, «пошаговая» расчлененность демонстрации; согласованность действий со словесными пояснениями;
— точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ способов действия;
активизация восприятия, мышления и речи детей.
Этот прием чаще всего используется при сообщении новых знании.
2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений.) Прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.
4. . Вопросы к детям. Это один из основных приемов формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Они могут быть:
-- репродуктивно-мнемическне :Что это такое? Какого цвета флажки? Как называется эта фигура? И т. д.;
— репродуктивно-познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один? Какое число больше (меньше): 9 или 7? И т. д.);
— продуктивно - познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну? Как решить эту задачу? Какой по счету красный флажок? И т.д.
Выделим некоторые основные требования к вопросам воспитателя как методическому приему:
— точность, конкретность и лаконизм;
— логическая последовательность;
— разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;
оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала;
— вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мышление, заставлять задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять. обобщать;
- количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;
— следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов, умело пользоваться дополнительными вопросами.
Старших дошкольников необходимо учить формулировать вопросы самостоятельно.
Отметим также методические требования к ответам детей. Ответы должны быть:
— краткими или полными в зависимости от характера вопроса;
— самостоятельными и осознанными;
— точными, ясными, достаточно громкими;
— грамматически правильными.
Сформулируйте вопросы
5. Словесные отчеты детей. Этот методический прием складывается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали и что получилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос. Слово помогает вычленить действие, осмыслить результат.
6. Контроль и оценка. Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включает исправление ошибок. Воспитатель должен разъяснять причины ошибок, обращать внимание на образец своей речи или в качестве примера использовать лучшие действия, ответы других ребят.
7. В ходе формирования элементарных математических представлений такие их компоненты, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, выступают не только как познавательные процессы, или операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка при обучении, познании нового.
В основе сравнения лежит установление сходства и различии между объектами.
Анализ — это движение мысли от целого к его частям, синтез — от частей к целому.
На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщениям в которых обычно суммируются результаты наблюдений и действий. Этот прием направлен на осознание количественных, пространственных и временных отношений, выделение главного и существенного.
8. В методике обучения приемами называют также некоторые специальные практические или умственные действия, на основе которых у детей формируются элементарные математические представления. К таким приемам традиционно относят: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешивание» предмета «на руках»; использование фишек-эквивалентов; присчитывание и отсчитывание по единице и т. д.
9. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.
Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широко используются модели при формировании временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели.
Словесные ☺ | NНаглядные | Практические |
(рассказ, наблюдения, лабораторные опыт, демонстрация наглядных пособий, упражнения, беседа, практические работы, изложение, иллюстрация )