Требования к изложению текста. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
Курсовая работа – самостоятельная учебная работа обучающегося, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана, демонстрирующая уровень общетеоретической подготовки и овладения начальными навыками научного исследования.
Требования к изложению текста
Отличительной особенностью языка письменной работы является использование научного стиля, а также формально-логический способ изложения материала. Научный стиль предполагает использование рассуждений, целью которых является доказательство гипотез или идей, а также своя авторская интерпретация установленных в результате исследований фактов.
Для научного стиля характерны смысловая законченность, целостность и связность текста, логичный переход от одной мысли к другой, от одного предложения к другому.
Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические структуры в виде слов или их сочетаний, указывающие на последовательность развития мысли: «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и т.д. К таким средствам связей в тексте могут относиться слова и их сочетания, подчеркивающие противоречивость отношений к отдельным частям материала: «однако», «в то время как», «тем не менее» и т.д., а также устанавливающие причинно-следственные связи: «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же» и т.д. Переход от одной мысли к другой в текстах научного стиля отражают словосочетания «прежде чем перейти к», «обратимся к «рассмотрим», «необходимо остановиться на» и т.д. Для обобщения результатов можно использовать следующие слова или словосочетания: «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «сказанное позволяет сделать вывод», «подводя итог», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.д.
Текст научного стиля характеризуется некоторыми грамматическими особенностями. Ему свойственно наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также существительных, образованных от глаголов («исследование», «рассмотрение», «изучение», «сопоставление», «обоснование» и т.д.).
В научном стиле более употребительны не качественные, а относительные прилагательные. В письменных работах вместо краткой используется сложная форма сравнительной и превосходной степени («более устойчив», «более низкий уровень преступности» и др.). При этом чаще применяются слова «более» («наиболее»), «менее» («наименее») и очень редко – слова «самый» и «очень». Не рекомендуется использовать сравнительную степень прилагательного с приставкой «по-» («повыше», «побыстрее», «потеплее» и т.д.). Нельзя пользоваться превосходной степенью прилагательного с суффиксами «-айш», «-ейш», за исключением некоторых терминов, общепризнанных в соответствующей отрасли знаний («следователь по важнейшим делам прокуратуры»).
Широко применяются в научном стиле возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования («В данной статье рассматриваются», «Данной методикой предусмотрено», «Намечено выделить дополнительные средства» и т.д.). Повелительное наклонение используется редко. Выразительность текста усиливается при правильном использовании глагольных форм – причастий и деепричастий.
В качестве средств передачи действия, происходящего одновременно или в связи с другими действиями, в текстах научного стиля часто применяют деепричастные обороты. Деепричастными оборотами следует начинать, а не завершать фразу («Учитывая», «Полагая», «Принимая во внимание» и т.д.). Обязательным условием правильного употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое деепричастием, должно осуществляться одним и тем же лицом.
Тексты научного стиля характеризуются специфическим применением местоимений. Как правило, изложение ведется от третьего лица (безличный монолог). Авторское «я» (собственная оценка работы) в этом случае отступает на второй план, и внимание читателя концентрируется на предмете исследований. В научной среде академическим этикетом стало выступление автора документа во множественном числе («Нами установлено», «Мы изучили»). В устном выступлении допускается применение «я», чтобы подчеркнуть свой личный вклад. От первого лица строятся ответы на рецензии, отзывы и заключения, а также в других случаях, когда автор выступает в качестве конкретного физического лица.
В научном стиле широко применяются местоимения «это», «эти», «то», «те», «этот», «тот», «такой» и т.д. Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями текста. Они в полном объеме соответствуют общепринятому научному этикету и конкретизируют объекты исследований. Это же относится и к местоимению «данный». Указательное местоимение «таковой» применяется только в письменном тексте («Таковы результаты»).
В научном стиле наиболее часто используются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения, так как с их помощью автору работы можно более тесно увязать составляющие части. В сложносочиненном предложении отдельные звенья составляют некоторую независимость друг от друга и легко перегруппировываются в новые сочетания.
Для научного стиля характерно присутствие вводных слов и словосочетаний, позволяющих подчеркнуть степень достоверности приводимого материала и результатов научных исследований. Слова «конечно», «разумеется», «безусловно» и «установлено» свидетельствуют о достоверности. Слова «видимо» и «надо полагать» подчеркивают выдвинутое предположение или гипотезу, а слова «возможно» и «вероятно» – возможность получения таких результатов.