Тема 8. Радиоактивность горных пород. Терригенные радионуклиды. Радоновые эманации. Геопатогенные зоны. Методы мониторинга, прогнозирования
Задание 1. Кейс – анализ «Выявление причинно-следственных связей между содержанием радона в горных породах (минералах) и здоровьем человека
Цели:формирование способности выявлять причинно-следственные связи между особенностями геологической среды (в части содержания радона) и здоровьем человека.
Алгоритм выполнения задания
1. Изучите нормативные документы и иные литературные источники о радоновой опасности для сооружений и человека.
2. Заполните таблицу «Источники радона и его влияние на организм человека»:
Образец таблицы
Характер здания | Источники радона | Вероятный путь проникновения в организм человека | Влияние на здоровье человека |
Одноэтажные жилые строения | 1...... 2....... и т.д. | ||
Одноэтажные не жилые строения | 1...... 2....... и т.д. | ||
Многоэтажные жилые строения | 1...... 2....... и т.д. | ||
Многоэтажные не жилые строения | 1...... 2....... и т.д. |
3. Выявите причинно-следственные связи между здоровьем населения и содержанием радона в различных помещениях
Тема 9: Влияние радона на организм человека. Мероприятия по защите человека, гражданских и промышленных объектов от радоновых эманаций.
Задание 1. Кейс – анализ: «Разработка прогнозоврадонового риска и практических рекомендаций по защите человека. Гражданских и промышленных объектов от радоновых эманаций.
Цель: формирование способности анализировать картографические материалы и выявлять причинно-следственные связи между заболеваниями и высокой радоновой опасностью.
Алгоритм выполнения задания
1. Выявить методом картографического анализа радоноопасные районы на территории Вашего региона.
2. Разработать картосхему (методом качественного фона) на которой отразить зоны с высокой степенью радоновой опасности в Вашем населенном пункте (программа Zulu 7.0).
3. Сделать вывод о том, в каких районах Вашего региона высокий риск роста заболеваемости онкологическими заболеваниями в связи с высокой радоновой опасностью.
4. Разработать практические рекомендации по защите территорий от радоновой опасности.
Тема 10. Методы снижения концентрации радона в жилых помещениях
Задание 1. Доклад - презентация: «Организационные, инженерно-технические средства по снижению уровня содержания радона в жилых строениях»
Цели:
1. Формирование навыков анализа организационных и инженерно-технических средств по защита жилых зданий радона.
2. Формирование способности самостоятельно анализировать, отбирать литературные источники, систематизировать материал, делать выводы и оформлять результаты в форме научного доклада - презентации.
Алгоритм выполнения задания
9. Доклад – презентация является групповой формой работы, в группе – 2- 3 студента.
10. Выберите из представленных ниже тем, наиболее интересную для Вас, либо предложите свою собственную
11. Изучите литературные источники по выбранной теме.
12. Оформите изученные материалы в форме доклада - презентации.
Темы докладов - презентаций (1 доклад на группу 2 - 3 чел)
1.Организационные мероприятия по защите жилых зданий от радона
2. Нормирование уровня содержания радона в жилых строениях
3. Современные инженерно-технические средства защиты от радона.
4. Сравнительная характеристика мониторинга и прогнозирования средств защиты от радона в России и других странах.
5. Рекомендации по снижению уровня содержания радона в жилых строениях для населения.
6. Нормативно-правовое обеспечение защиты жилых зданий от радона.
Тема 11. Экзогенные геологические опасные процессы. Выветривание. Классификация опасных экзогенных процессов по природе возникновения. ГОСТ Р 22.1.06-99
Задание 1. Репродуктивное задание: «Анализ факторов и условий формирования выветривания и опасных геологических процессов»
Цель: формирование способности анализировать факторы и условия возникновения выветривания, выявлять причинно-следственные связи между процессами выветривания и возникновением экзогенных геологических процессов
Алгоритм выполнения задания
Изучите и проанализируйте ГОСТ Р 22.1.06-99«Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов». На основе данных анализа:
1. Разработайте блок схему «Факторы выветривания и их влияние на возникновение опасных экзогенных геологических процессов».
2. Стрелками укажите процессы, происходящие в горных породах вследствие различных видов выветривания.
3. Разработайте блок-схему: «Классификация опасных экзогенных процессов по природе возникновения». В основу классификации должны быть положены факторы, определяющие развитие процесса.
4. Охарактеризуйте: а) общие методы мониторинга и прогнозирования экзогенных геологических процессов; б) специфические методы мониторинга и прогнозирования экзогенных геологических процессов; в) факторы, которые являются, определяющими в формировании опасного экзогенного геологического процесса; г) роль факторов формирования опасного геологического процесса в планировании мониторинга и прогнозирования этих процессов.