Наука как процесс познания
Философия и методология науки
Под редакцией В. И. Купцова
Рекомендовано Государственным комитетом РФ
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
АСПЕКТ ПРЕСС
Москва
(2)
Содержание
РАЗДЕЛ I................................................................................................................................... 5
I. Образ науки........................................................................................................................... 6
1. Что такое наука?..................................................................................................................................................... 6
2. Цель науки................................................................................................................................................................. 6
3. Что производит наука?.......................................................................................................................................... 7
4. Наука как процесс познания............................................................................................................................. 11
5. Знание о чем?......................................................................................................................................................... 17
6. Наука как социальный институт...................................................................................................................... 18
7. Перспективы развития науки............................................................................................................................. 22
II. Проблема возникновения науки..................................................................................... 27
1. Дата и место рождения науки........................................................................................................................... 28
2. Миф. Технология. Наука.................................................................................................................................... 30
3. Проблема «европоцентризма».......................................................................................................................... 33
4. На гребне «социальной волны»........................................................................................................................ 35
5. Из плена времени.................................................................................................................................................. 38
III. «Большая наука»............................................................................................................. 40
1. Особенности современной науки..................................................................................................................... 40
2. НАУКА И ОБЩЕСТВО....................................................................................................................................... 42
IV. ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС......................................... 46
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................ 46
2. ТРИ ТИПА ОБЩЕСТВА...................................................................................................................................... 47
3. КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПЕРВОЙ ПРИРОДЕ»................................................................................. 48
4. РАДИКАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО «ВТОРОЙ ПРИРОДЕ»........................................................ 49
5. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ....................................... 51
V. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА............................ 54
1. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ В ВЕК НТП........................................................................................................ 54
2. ПОТРЕБНОСТЬ В ДИАЛОГЕ............................................................................................................................ 58
3. ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ................................................................................................ 58
4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И ИЗМЕНЕНИЕ «МОДЕЛЕЙ» БОГА................................ 60
5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА И РОЛИ БОГА В НЕМ 62
6. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МИР И НОВЫЕ «МОДЕЛИ» БОГА.......................................................................... 64
7. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ.................................................................................................................... 67
РАЗДЕЛ II................................................................................................................................ 70
VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ.............................................................................................. 71
1. ПОЗИЦИЯ МЕХАНИСТОВ................................................................................................................................ 73
2. ВЗГЛЯДЫ ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................................ 74
3. «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ» В ФИЛОСОФИИ................................................................................. 78
4. ФИЛОСОФИЯ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................... 81
5. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОЗИТИВИЗМУ.......................................................................................................... 83
VII. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.......................................................................... 85
1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЗНАНИЯ................................................................. 86
2. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ...................................................................................................... 88
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ................................................................................ 92
4. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................... 93
5. ХАРАКТЕР НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.............................................................................. 97
VIII. ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 98
1. «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДВИДЕТЬ».................................................................................................................... 98
2. Э. МАХ О СТАТУСЕ ОПИСАНИЯ В НАУКЕ............................................................................................... 99
3. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ».......................................................................... 101
4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОЦЕСС ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕДУКТИВНЫМ?.......................................................... 103
5. КАКОЙ ВИД ОБЪЯСНЕНИЯ ГЛАВНЕЕ?.................................................................................................. 105
6. ПОЧЕМУ КОЛОКОЛА ЗВОНЯТ НА ПАСХУ?........................................................................................... 107
7. ОБЪЯСНЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ. ПОНИМАНИЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ........................................ 108
8. И ВСЕ-ТАКИ ПОНИМАНИЕ!......................................................................................................................... 109
9. «ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ НАУЧНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ»........................................................................ 113
10. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРЕДВИДЕНИЯ............................................................................................. 114
11. ХАРАКТЕР ПРОГНОЗА.................................................................................................................................. 115
12. ОСНОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ................................................................................................................... 116
IX. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ..................................... 118
1. В ПОИСКАХ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ.............................................................................................................. 118
2. КРИТИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ...................................................................................................................... 123
3. ОТ ЛОГИКИ ОТКРЫТИЯ К ЛОГИКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ................................................................... 126
4. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ............................................................... 128
5. КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕТЬЕГО МИРА» К. ПОППЕРА..................................................................................... 129
6. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, ПАРАДИГМЫ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА........................................ 132
7. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ..................................................................... 134
X. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ.................................................... 138
1. ТРАДИЦИОННОСТЬ НАУКИ И ВИДЫ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ........................................................ 139
2. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ................................................................................................................................ 148
3. НОВАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИЙ...................................................................................... 153
XI. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.......................................................................................... 161
1. НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ................................................................................................. 162
2. НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................................... 164
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ «МИРОВ»..................................................................................................................... 166
4. РЕВОЛЮЦИИ И ТРАДИЦИИ.......................................................................................................................... 169
XII. ПРИРОДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ............................ 171
1. ДВА РОДА ОТКРЫТИЙ.................................................................................................................................... 171
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОТКРЫТИЙ.......................... 173
3. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОПЕРНИКА............................................................................... 175
4. ГЕОМЕТРИЯ ЛОБАЧЕВСКОГО.................................................................................................................... 177
5. ОТКРЫТИЕ Г. МЕНДЕЛЯ............................................................................................................................... 182
XIII. РЕДУКЦИОНИЗМ: ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ................................. 187
1. СТРЕМЛЕНИЕ К СИНТЕЗУ........................................................................................................................... 187
2. УСПЕХИ РЕДУКЦИОНИЗМА........................................................................................................................ 188
3. КАК ОБОСНОВЫВАЕТСЯ РЕДУКЦИОНИЗМ?....................................................................................... 190
4. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ РЕДУКЦИОНИЗМА............................................................................................. 190
5. КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА....................................................................................... 197
6. ЕДИНСТВО НАУКИ И ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ........................................................................................... 199
XIV. ИДЕАЛЫ НАУЧНОСТИ............................................................................................ 200
1. ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ НАУЧНОСТИ?............................................................................................................ 200
2. ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУКЕ...................................................... 201
3. ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА........................................................................................................ 205
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ.................................................................................................. 212
5. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВ........................................................................................................................ 221
РАЗДЕЛ III............................................................................................................................ 227
XV. СТАТУС И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ......................................................... 228
1. ЗАЧЕМ НУЖНА ИСТОРИЯ НАУКИ?.......................................................................................................... 228
2. ИСТОРИЯ НАУКИ ТОЖЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ........................................................................... 229
3. «КАК ЭТО БЫЛО?»............................................................................................................................................ 231
4. «ПРЕЗЕНТИЗМ» И «АНТИКВАРИЗМ» - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ............................................................................................................................................................................ 233
5. ОТКРЫЛ ЛИ КОЛУМБ АМЕРИКУ?............................................................................................................. 234
6. «КИММЕРИЙСКИЕ ТЕНИ» В ИСТОРИИ ПОЗНАНИЯ.......................................................................... 238
7. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОЛЛИНГВУДА................................................................................................................ 239
8. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИКО-НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................... 241
9. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСТОРИЯ НАУКИ............................................................................................ 243
XVI. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ.................................................. 247
1. ДИСКУССИИ ИНТЕРНАЛИСТОВ И ЭКСТЕРНАЛИСТОВ.................................................................. 247
2. ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ В ПОЗИЦИЯХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОППОНЕНТОВ.......................... 249
3. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ............... 251
4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА............................................................................. 253
5. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИДЕЙ......................................................................................... 254
6. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ............................. 257
7. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................. 259
8. НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО............................................................................................................................. 261
XVII. ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ................................................................. 265
1. КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ.............................................................................................................. 265
2. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ НАУКИ...................................................................................... 271
3. «КЕЙС СТАДИС» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................ 283
РАЗДЕЛ IV............................................................................................................................ 292
XVIII. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА.................................... 293
1. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НАУКИ.................................................................................................................... 293
2. НАУКА И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА............................................................................................................ 295
3. НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА..................................... 298
4. УЧЕНЫЙ И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО...................................................................................................... 301
5. АВТОНОМИЯ НАУКИ..................................................................................................................................... 303
XIX. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ НАУКИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ................... 306
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА.......................................................... 306
2. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................................................. 309
3. НАУКА, ТЕХНИКА, ПРОИЗВОДСТВО....................................................................................................... 310
4. ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 313
5. БРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................................................................................... 316
XX. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО........................................... 319
1. ЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................. 319
2. НОРМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................... 320
3. ЭТОС НАУКИ...................................................................................................................................................... 323
4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО.................................................................................. 324
5. ОБЪЕКТИВНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................. 329
6. СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО................................................................ 331
7. ДОЛЖНА ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ СВОБОДА ИССЛЕДОВАНИЙ?................................................. 333
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................... 337
ПЕРСОНАЛИИ.................................................................................................................... 348
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................... 389
РАЗДЕЛ I
(5)
(6)
I. Образ науки
Что такое наука?
Дать определение любому понятию, как показывает опыт, не так легко И конечно, это не просто сделать по отношению к такому сложному и многомерному явлению как наука Имеется немало подходов к определению этого понятия, однако, вероятно, самый естественный и плодотворный из них связан с истолкованием науки как специфической деятельности людей
Любая деятельность
— имеет цель,
— конечный продукт,
— методы и средства его получения,
— направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет,
— представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов
По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеческой деятельности
Цель науки
Главной, определяющей научную деятельность целью, является получение знаний о реальности.
Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности — и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле Но здесь получение знаний не является главной целью
(7)
Искусство предназначено для создания эстетических ценностей. Даже в литературе, где правдивое отображение жизни является важным критерием ценности произведения, не существует жестких критериев отличия подлинных событий от вымышленных. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к реальности, а не отображение ее самой. Оно призвано к тому, чтобы развить у человека эстетическое отношение к действительности, создать новый мир художественных ценностей, в которых оно проявлялось бы наиболее концентрированно. Эта творческая, субъективная сторона искусства наиболее четко проявляет себя в музыке, живописи, архитектуре, танце, где, очевидно, проблема отображения реальности уходит на второй план.
Экономическая реформа, чтобы быть успешной, конечно, должна опираться на знания о действительности. Иной раз для этого необходимо и проведение специальных научных исследований. Однако каждому ясно, что она оценивается прежде всего с точки зрения ее эффективности, практического результата.
Аналогично дело обстоит в инженерной деятельности. Ее продуктом является проект, разработка новой технологии, изобретение. Сегодня они все в большей степени опираются на науку. Однако и в этом случае продукт инженерных разработок оценивается с точки зрения его практической пользы, оптимальности используемых ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности, а не по количеству и качеству приобретенных знаний.
Таким образом, мы видим, что наука по своей цели, очевидно, отличается от всех других видов деятельности.
Отсюда, конечно, не следует, что определение «ненаучный» надо связывать с негативной оценкой. Каждый род деятельности имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества мы видим, что научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Но мы видим с другой стороны, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно.
(8)
Что производит наука?
Научные знания
Итак, продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Однако важно иметь в виду, что знания, как мы уже говорили, приобретаются не только в науке.
— Поэтому знания бывают научные и ненаучные.
Уже поэтому понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное». Вполне может быть получено истинное знание, которое, вместе с тем, не является научным.
С другой стороны, понятие «научный» может применяться и в таких ситуациях, которые отнюдь не гарантируют получения истинных знаний.
Существует совокупность критериев научности, используя которые профессионалы легко отличают научную работу от ненаучной.
Так, в современном физическом или техническом журнале вы не найдете статей, обосновывающих возможность построения вечного двигателя, предоставляющего человеку возможность получать энергию «бесплатную и безвредную». А астрономы не будут всерьез обсуждать работы по астрологии.
Вместе с тем в теоретических журналах мы сплошь и рядом встречаем огромное количество публикаций, которые представляют собой научные гипотезы, имеющие поисковый характер и являющиеся, по сути дела, строительными лесами соответствующего научного здания.
Следует иметь также в виду, что установление истинного знания в науке сравнительно жестко регламентируется на эмпирическом уровне.
«Там, где имеются вещественные свидетельства, — писал О. фон Герике еще в XVII веке, — нет надобности в словах, а с теми, кто отрицает убедительные и надежные опыты, не нужно ни спорить, ни начинать войну: пусть сохраняют себе мнение, какое хотят, и идут во тьму по следам кротов».
(9)
Однако совсем не просто устанавливаются истины на уровне теории.
Как писал Л.Брауэр, «неправильная теория, не наталкивающаяся на противоречие, не становится от этого менее неправильной, подобно тому как преступное поведение, не остановленное правосудием, не становится от этого менее преступным».
К.Поппер даже утверждал, что, хотя поиск истины, несомненно, является душой научного познания, установление истины на теоретическом уровне в принципе невозможно. Любое теоретическое высказывание, как показывает, с его точки зрения, история, всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
— Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его систематизированность.
С различными формами организации знания мы встречаемся не только в науке.
Известный аргентинский писатель, поэт и философ Х.Борхес приводит пример классификации животных, которая дана в некоей китайской энциклопедии. В ней животные подразделяются следующим образом:
— принадлежащие Императору,
— бальзамированные, — прирученные,
— молочные поросята,
— сирены,
— сказочные,
— бродячие собаки,
— нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжей шерсти, издалека кажущиеся мухами и др.
Мы встречаем менее экстравагантные способы классификации знания на каждом шагу. Их можно увидеть в книге о вкусной и здоровой пище, дорожном атласе или телефонном справочнике.
Научная систематизация знания обладает целым рядом важных особенностей. Для нее характерно стремление к полноте, ясное представление об основаниях систематизации и их непротиворечивости.
(10)
Элементами научного знания являются
факты,
закономерности,
теории,
научные картины мира.
Огромная область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, которые находятся в определенной взаимосвязи и единстве друг с другом.
— Стремление к обоснованию, к доказательности получаемого знания настолько значительно для науки, что с его появлением нередко связывают даже сам факт ее рождения.
Многие историки науки склонны сегодня считать, что математика и даже научное познание в целом берет свое начало в Древней Греции. Особое значение здесь придается деятельности Фалеса Милетского, который первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам осуществил целый ряд таких доказательств.
Практически полезные знания о численных отношениях и свойствах различных геометрических фигур накапливались столетиями. Однако только древние греки превратили их в систему научных знаний, придали высокую ценность обоснованным и доказательным знаниям, безотносительно к возможности их непосредственного практического использования.
Знаменитые апории Зенона и сегодня поражают своей логической изощренностью. А изящные построения огромного массива геометрических знаний как выведенных из небольшого числа постулатов и аксиом, осуществленные Евклидом, до сих пор восхищают нас.
Как писал А.Эйнштейн, «кажется удивительным самый факт, что человек способен достигнуть такой степени надежности и чистоты в отвлеченном мышлении, какую нам впервые показали греки в геометрии».
Важнейшими способами обоснования полученного эмпирического знания являются
— многократные проверки наблюдениями и экспериментами,
(11)
— обращение к первоисточникам, статистическим данным, которые осуществляются учеными независимо друг от друга.
При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, предъявляемым к ним, является их
непротиворечивость,
соответствие эмпирическим данным,
возможность описывать известные явления и предсказывать новые.
Обоснование научного знания, приведение его в стройную, единую систему всегда было одним из важнейших факторов развития науки.
— Существенной характеристикой научного знания является его интерсубъективность.
Постоянное стремление обосновать научное знание, открытость его для компетентной критики делает науку образцом рациональности.
С точки зрения К. Поппера, ученый, выдвигая гипотезу, ищет не столько ее подтверждения, сколько опровержения, что выражает критический дух науки. Наибольшую ценность в науке приобретают оригинальные, смелые идеи, которые, вместе с тем, подтверждаются опытом. Именно они обладают наибольшей способностью к расширению проблемного поля науки, способствуют постановке новых задач, продвигающих научное познание к новым высотам.
В XX в., когда наука начала развиваться беспрецедентно быстро, эта особенность научного познания стала наиболее заметной. По знаменитому выражению Н. Бора, подлинно глубокая новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей. Она должна порывать с прежним образом мысли, со старыми стандартами мышления.
Классическими образцами такого рода теорий являются неевклидовы геометрии, теория эволюции, молекулярная генетика, теория относительности и квантовая механика. А разве не относится к этому же классу научных достижений проникновение в мир бессознательного, в особенности
(12)
структуры и функционирования человеческого мозга, раскрытие закономерностей антропогенеза, выявление универсальных структур в языке, в произведениях фольклора?
Вместе с тем, ориентированность на новации сочетается в науке с жестким консерватизмом, который представляет собой надежный заслон против введения в науку скороспелых, необоснованных новаций.
Еще Ж. Б. Ламарк справедливо писал:
«каких бы трудов не стоило открытие новых истин при изучении природы, еще большие затруднения стоят на пути их признания.
Эти затруднения, зависящие от разных причин, в сущности, скорее выгодны, чем вредны для общего состояния науки, так как благодаря строгому отношению к новым идеям, не позволяющему принять их за истины, много странных, более или менее правдоподобных, но беспочвенных идей едва появится, как сейчас же предается забвению. Правда, на том же основании иногда отметаются или остаются в пренебрежении даже прекрасные взгляды и основательные мысли. Но лучше подвергнуть долгому испытанию однажды открытую истину, лишая ее заслуженного внимания, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается пылким воображением человека».
При всей динамичности науки вся совокупность предъявляемых к ней жестких требований дает возможность элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия
В искусстве то или иное произведение органически связано с автором, его создавшим. Если бы Л. Н. Толстой не написал «Войну и мир», или Л. ван Бетховен не сочинил бы свою знаменитую «Лунную сонату», то этих произведений просто не существовало бы.
В науке положение принципиально иное.
(13)
Хотя мы знаем, что нередко законам, принципам или теориям присваиваются имена отдельных ученых, вместе с тем, мы хорошо понимаем, что если не было бы И. Ньютона, Ч. Дарвина, А.Эйнштейна, теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы.
Они появились бы потому, что представляют необходимый этап развития науки.
Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные факты из истории научного познания, когда к одним и тем же идеям в самых различных областях науки приходят независимо друг от друга разные ученые.
Чем еще ценна наука?
Продуктом науки являются не только знания.
Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Многочисленные приборы, экспериментальные установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи информации оказываются широко применимыми не только в самой науке, но и за се пределами и прежде всего, в производстве.
К продуктам науки следует отнести и научный стиль рациональности, который транслируется в наше время, по существу, во все сферы человеческой деятельности. Систематичность и обоснованность, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью, которая в той или иной степени оказывает воздействие на жизнь как общества в целом, так и каждого из нас.
И, наконец, наука представляет собой источник нравственных ценностей. Она демонстрирует нам такого рода профессию, в которой честность, объективность являются важнейшими элементами профессиональной этики. Конечно, не надо идеализировать ученых. В науке, как и в любой другой сфере жизни, случается всякое. И ее ни в коей мере нельзя представлять себе как область общественной жизни, в которой все занятые в ней, бескорыстно служат Истине, Добру и Красоте. Однако, по-видимому, прав был А.Эйнштейн, который писал:
(14)
«Храм науки — строение многосложное. Различны пребывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства; для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из него тех, кто принадлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы.
...Я хорошо знаю, что мы только что с легким сердцем изгнали многих людей, построивших значительную, возможно, даже наибольшую, часть науки; по отношению ко многим принятое решение было бы для нашего ангела горьким. Но одно кажется мне несомненным: если бы существовали только люди, подобные изгнанным, храм не поднялся бы, как не мог бы вырасти лес из одних лишь вьющихся растений».
Наука как процесс познания
Так уж устроен человек, что он очень быстро привыкает к самому невероятному, к самому необычному. Даже удивительные достижения человеческого духа, которые родились в результате огромных усилий многих и многих поколений, воспринимаются им как что-то естественное и само собой разумеющееся.
Конечно, очень важно уметь быстро ассимилировать достижения культуры. В наше динамичное время это жизненно необходимо. Но вместе с тем, нельзя терять чувство изумления перед достижениями, которые были осуществлены нашими предками.
Как происходит постижение мира?
Что обеспечивает возможность науке столь глубоко проникать в тайны мироздания?
Все это похоже на настоящее чудо, предстающее перед нашими глазами. Ведь в наше время наука даст нам картину глобальной эволюции мира, начиная буквально с рождения Метагалактики, которое произошло около 20 млрд. лет назад. Ученые обсуждают различные варианты эволюции Вселенной, возник-
(15)
новения и будущего Солнечной системы и планеты, на которой мы живем. Сегодня мы представляем себе основные стадии развития жизни на Земле, антропо- и социогенеза, возникновения и эволюции сознания человека, различных форм культуры, многообразных способов освоения человеком окружающей его действительности.
Как отмечал Б. Рассел, древние греки, сделав первые шаги в научном познании, не задумывались над тем, насколько будет труден начатый ими путь. «Они представляли себе это более легким делом, чем оно было в действительности, но без такого оптимизма у них не хватило бы мужества положить начало этому делу».
Как же осуществляется сегодня научное познание?
Каков арсенал тех методов и средств, при помощи которых развивается наука?