Применение методов при решении задач

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Термодинамика и статическая физика»

Методы решения задач магнитостатики

ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 050100.62014100

  Руководитель работы _________________Б.Ф. Костромин "_____"_________________ 2015 г. Исполнитель Студент гр11ПО (б) Физ ___________________ А. В. Горшков "_____"_________________2015 г.  

Орск 2015

Аннотация

В данной курсовой работе содержатся методы решения уравнения Лапласа при заданных граничных условиях на тех или иных поверхностях изучаются в соответствующем разделе математической физики, и в нашу цель не входит полное их изложение. Мы ограничимся здесь указанием лишь некоторых более простых приемов и решением ряда типичных задач, имеющих самостоятельный интерес.

Целью работы является формирование компетентности в сфере познавательной деятельности через использование исторического материала в курсе физики.

Данная работа состоит из 45 страниц и включает в себя четыре главы, введение, заключение и список использованных источников.

Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.

Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов историзма в обучении физике.

Во второй главе представлена реализация принципа историзма в обучении физике.

В третьей главе

В четвертой главе

В заключении описаны полученные результаты проделанной работы.

Содержание

Введение

1 Методы решения задач магнитостатики

1.1 Метод изображений

1.2 Метод инверсии

1.3 Метод конформного отображения

1.4 Задача о клине

1.5 Задачи и решения

2 Применение методов при решении задач

Заключение

Список использованных источников

Методы решения задач магнитостатики

Метод изображений

Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Метод инверсии

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Метод конформного отображения

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Задача о клине

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru

Задачи и решения

Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач

Общие методы решения уравнения Лапласа при заданных граничных условиях на тех или иных поверхностях изучаются в соответствующем разделе математической физики, и в нашу цель не входит полное их изложение. Мы ограничимся здесь лишь указанием некоторых более простых приемов и решением ряда типичных задач, имеющих самостоятельный интерес.

2.1 Метод изображений.

Определение поля, создаваемого точечным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru , расположенным вне проводящей среды, заполняющей полупространство, является простейшим примером применения так называемого метода изображений. Идея этого метода состоит в подборе таких дополнительных фиктивных точечных зарядов, которые вместе с данными зарядами создавали бы поле, для которого поверхность заданного проводника совпадала бы с одной из эквипотенциальных поверхностей поля.

В данном случае это достигается введением фиктивного заряда Применение методов при решении задач - student2.ru расположенного в точке, представляющей собой зеркальное отражение точки Применение методов при решении задач - student2.ru в граничной плоскости проводящей среды. Потенциал поля заряда Применение методов при решении задач - student2.ru и его «изображения» Применение методов при решении задач - student2.ru равен

Применение методов при решении задач - student2.ru

где Применение методов при решении задач - student2.ru — расстояния точки наблюдения от зарядов Применение методов при решении задач - student2.ru . На граничной плоскости Применение методов при решении задач - student2.ru и потенциал имеет постоянное значение Применение методов при решении задач - student2.ru так что необходимое граничное условие действительно выполняется и (3,1) дает решение поставленной задачи. Отметим, что заряд Применение методов при решении задач - student2.ru притягивается к проводнику с силой Применение методов при решении задач - student2.ru (сила изображения), а энергия взаимодействия равна — Применение методов при решении задач - student2.ru .

Распределение на граничной плоскости поверхностных зарядов, индуцированных точечным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru , дается формулой

Применение методов при решении задач - student2.ru

где а — расстояние от заряда до плоскости. Легко убедиться в том, что полный заряд на этой плоскости равен

Применение методов при решении задач - student2.ru

как и должно быть.

Общий заряд, индуцированный посторонними зарядами на первоначально не заряженном изолированном проводнике, разумеется, остается равным нулю. Поэтому, если в данном случае проводящая среда (в действительности — проводник больших размеров) изолирована, то надо представлять себе, что одновременно с зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru индуцируется заряд Применение методов при решении задач - student2.ru который, однако, будучи распределен по поверхности большого тела, имеет исчезающую плотность.

Далее, рассмотрим более сложную задачу о поле, создаваемом точечным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru , находящимся вблизи шарового проводника. Для решения этой задачи воспользуемся следующим результатом, который легко проверить непосредственными вычислениями. Потенциал поля, создаваемого двумя точечными зарядами Применение методов при решении задач - student2.ru ,

Применение методов при решении задач - student2.ru

обращается в нуль на сферической поверхности радиуса R, центр которой лежит на продолжении прямой, соединяющей точки Применение методов при решении задач - student2.ru не, на расстоянии Применение методов при решении задач - student2.ru от этих точек, причем Применение методов при решении задач - student2.ru удовлетворяют равенствам Применение методов при решении задач - student2.ru .

Предположим сначала, что шаровой проводник поддерживается при постоянном потенциале Применение методов при решении задач - student2.ru (шар заземлен).

Тогда поле, создаваемое вне шара точечным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru , находящимся на расстоянии l от центра шара (в точке А на рис. 1), будет совпадать с полем, создаваемым системой двух зарядов данным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru и фиктивным зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru , помещенным внутри шара (точка А) на расстоянии Г от его центра, причем

Применение методов при решении задач - student2.ru

Потенциал этого поля

Применение методов при решении задач - student2.ru

(см. рис. 1). На поверхности шара индуцируется при этом отличный от нуля полный заряд, равный Применение методов при решении задач - student2.ru Энергия взаимодействия заряда с шаром равна

Применение методов при решении задач - student2.ru

и заряд притягивается к шару с силой

Применение методов при решении задач - student2.ru

Если же проводящая сфера поддерживается при равном нулю полном заряде (изолированный незаряженный шар), то надо ввести еще один фиктивный заряд таким образом, чтобы полный индуцированный на поверхности шара заряд оказался равным нулю, причем не должно нарушаться постоянство потенциала на этой поверхности. Это достигается помещением заряда Применение методов при решении задач - student2.ru в центр шара. Потенциал искомого поля определится тогда формулой

Применение методов при решении задач - student2.ru

Энергия взаимодействия в этом случае будет

Применение методов при решении задач - student2.ru

Применение методов при решении задач - student2.ru

Рис. 1.

Наконец, если заряд Применение методов при решении задач - student2.ru находится в сферической полости в проводящей среде (в точке А, рис. 1), то поле внутри полости совпадает с полем, которое создавалось бы зарядом Применение методов при решении задач - student2.ru и его «изображением» в точке А вне сферы (независимо от того, заземлен проводник или изолирован):

Применение методов при решении задач - student2.ru

Метод инверсии. Существует простой метод, который в ряде случаев позволяет по известному решению одной электростатической задачи находить решение другой задачи. Основанием этого метода является инвариантность уравнения Лапласа по отношению к определенному преобразованию переменных.

В сферических координатах уравнение Лапласа имеет вид

Применение методов при решении задач - student2.ru

где посредством Применение методов при решении задач - student2.ru обозначена угловая часть оператора Лапласа. Легко убедиться в том, что это уравнение сохраняет свою форму, если вместо переменной Применение методов при решении задач - student2.ru ввести новую переменную Применение методов при решении задач - student2.ru согласно

Применение методов при решении задач - student2.ru

(преобразование инверсии) и одновременно заменить неизвестную функцию Применение методов при решении задач - student2.ru согласно

Применение методов при решении задач - student2.ru

Здесь Применение методов при решении задач - student2.ru - некоторая постоянная с размерностью длины (радиус инверсии). Таким образом, если функция Применение методов при решении задач - student2.ru удовлетворяет уравнению Лапласа, то функция

Применение методов при решении задач - student2.ru

тоже есть решение этого уравнения.

Предположим, что нам известно решение задачи об электростатическом поле, создаваемом некоторой системой проводников, которые находятся при одном и том же потенциале Применение методов при решении задач - student2.ru и системой точечных зарядов. Потенциал Применение методов при решении задач - student2.ru обычно определяют так, чтобы он обращался в нуль на бесконечности. Здесь, однако, мы определим Применение методов при решении задач - student2.ru так, чтобы на бесконечности эта функция стремилась к Применение методов при решении задач - student2.ru тогда на проводниках Применение методов при решении задач - student2.ru

Выясним теперь, какая электростатическая задача будет решаться преобразованной функцией (3,11). Прежде всего, меняются фигуры всех протяженных проводников и их взаимное расположение. Граничное условие постоянства потенциала на поверхности проводников автоматически выполняется, так как при Применение методов при решении задач - student2.ru будет и Применение методов при решении задач - student2.ru Далее, меняются расположение и величины всех точечных зарядов. Заряд, находящийся в точке Применение методов при решении задач - student2.ru переходит в точку Применение методов при решении задач - student2.ru и приобретает величину Применение методов при решении задач - student2.ru , которую можно определить следующим образом. При Применение методов при решении задач - student2.ru потенциал Применение методов при решении задач - student2.ru обращается в бесконечность по закону Применение методов при решении задач - student2.ru , где Применение методов при решении задач - student2.ru . С другой стороны, дифференцируя соотношение Применение методов при решении задач - student2.ru , найдем, что абсолютные значения малых разностей Применение методов при решении задач - student2.ru связаны друг с другом соотношением

Применение методов при решении задач - student2.ru

Поэтому при Применение методов при решении задач - student2.ru функция Применение методов при решении задач - student2.ru стремится к бесконечности по закону

Применение методов при решении задач - student2.ru

соответствующему заряду

Применение методов при решении задач - student2.ru

Наконец, рассмотрим поведение функции Применение методов при решении задач - student2.ru вблизи начала координат. Точке Применение методов при решении задач - student2.ru соответствует Применение методов при решении задач - student2.ru . Но при Применение методов при решении задач - student2.ru функция Применение методов при решении задач - student2.ru стремится к Применение методов при решении задач - student2.ru Поэтому при Применение методов при решении задач - student2.ru функция Применение методов при решении задач - student2.ru обращается в бесконечность по закону

Применение методов при решении задач - student2.ru

Это значит, что в точке Применение методов при решении задач - student2.ru находится заряд Применение методов при решении задач - student2.ru

Укажем, как преобразуются при инверсии некоторые геометрические фигуры. Сферическая поверхность радиуса а с центром в точке Применение методов при решении задач - student2.ru дается уравнением

Применение методов при решении задач - student2.ru

Произведя инверсию, получим уравнение

Применение методов при решении задач - student2.ru

которое после умножения на Применение методов при решении задач - student2.ru и перегруппировки членов может быть приведено к виду Применение методов при решении задач - student2.ru где

Применение методов при решении задач - student2.ru

Таким образом, мы снова получаем сферу другого радиуса а и с центром в точке Применение методов при решении задач - student2.ru Если первоначальная сфера проходила через начало координат Применение методов при решении задач - student2.ru ), то Применение методов при решении задач - student2.ru в этом случае сфера преобразуется в плоскость, перпендикулярную к направлению Применение методов при решении задач - student2.ru и проходящую на расстоянии

Применение методов при решении задач - student2.ru

от начала координат.

Наши рекомендации