Последовательность анализа
1. Определяются объекты анализа. Варианты: покупатель, поставщик, товарная группа/подгруппа, ассортиментная позиция (сорт, модель продукции) и т. п.
2. Определяется показатель, по которому следует проводить анализ выбранного объекта. Варианты:
—средний товарный запас, руб.;
—объем продажи, руб.;
—доход, руб.;
—количество продаваемых единиц, шт.;
—количество поступающих заказов (шт.) и т. п.
3. Определяются период и количество периодов, по которым необходимо сделать анализ. Варианты: неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год. Период анализа должен быть не меньше, чем горизонт планирования, принятый на данном предприятии.
Анализ данных с периодом меньше квартала не имеет смысла. Все товары попадают в категорию Z.
4. Рассчитывается коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта по формуле (5.8).
5. Объекты анализа сортируются по возрастанию значения коэффициента вариации и определяются группы X, Y и Z. Этот коэффициент показывает степень отклонения данных от среднего значения (в процентах). Ассортиментные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10% попадают в категорию X, от 10 до 25% — в категорию Y, остальные — в категорию Z. Это примерное распределение. Стандартные рекомендации здесь отсутствуют. Во многих случаях установить эти интервалы позволяет построение графика XYZ — по точкам перегиба кривой.
Эффективнее применять XYZ-анализ в сочетании с ABC-анализом, хотя и он один дает полезную информацию. В этом случае товары разделяются на девять категорий в соответствии с матрицей, представленной в табл. 15.4.
Таблица 15.4
Матрица интегрированного ABC- и XYZ-анализа товарооборота предприятия
Необходимо иметь в виду, что интегрированный ABC(XYZ)-анализ — лишь средство поддержки при принятии решений. Построение матрицы не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ. В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары. Они приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно. В категорию СХ попадают хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии, не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин. Без изучения маркетингового значения товара, взаимоотношений с поставщиком принимать решение о выводе товара нельзя.
АВС(ХУ2)-анализ может стать основой управления запасами. Для категории АХ, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание.
Матрицу интегрированного анализа можно использовать также для распределения административных ресурсов. Категория АХ должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками, а группу товаров, попавших в «клетку» CZ, можно доверить новичкам. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше.
Дифференциация уровней обслуживания для приоритетных и стандартных клиентов — еще один способ использовать интегрированный АВС(ХУ7)-анализ. Высокий уровень сервиса при реализации неприбыльных товаров непостоянным клиентам является серьезной ошибкой. Логичнее не иметь запаса таких товаров, увеличив сроки выполнения заказа.
Используя XYZ-анализ, необходимо иметь в виду ряд условий и ограничений.
1. Объем используемых данных должен быть достаточно большим. Чем их больше, тем надежнее окажутся полученные результаты.
2. Число исследуемых периодов должно быть не менее трех.
3. Не удается применить данный метод в динамично меняющейся ситуации, например, при выводе на рынок нового товара. Когда количество продаж новинки еженедельно растет, XYZ-анализ ничего не дает, товар неизбежно попадет в «нестабильную» группу Z.
4. XYZ-анализ нецелесообразен для предприятий, работающих по заказу, подобные прогнозы им просто не нужны.
5. Существенное влияние на результат расчетов может оказать сезонность спроса.
Периодичность анализа — дело для каждого предприятия сугубо индивидуальное. Целесообразно проводить расчеты минимум раз в сезон. Может возникнуть такая ситуация. Если брать для анализа продажи за месяц, то все товары попадают в категорию Z. А при изучении цифр за квартал появляются категории X и Y. В таком случае необходимо перейти с месячных планов на квартальные.