Комплекс упражнений при нарушении речевого дыхания

ЦЕЛЬ: познакомить с видами нарушений речевого дыхания,

задачами работы, правилами работы;

обучить некоторым упражнениям.

НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:

-речь на вдохе;

-аритмия дыхания;

-укороченный выдох;

-нерациональное использование воздуха;

-встречное дыхание.

Необходимо формировать диафрагмальное реберное дыхание. Обратить внимание на нару

шение носового дыхания, аденоиды, полипы обязательно удалить.

Задачи:

1.Выработка диафрагмально – реберного дыхания (вдох и выдох осуществляется при учас

тии диафрагмы и грудных ребер, при этом верхние отделы грудной клетки и плечи дол-

жны быть неподвижны).

2. Воспитание свободного, плавного, удлиненного выдоха.

3.Воспитание умения делать правильно глубокий полноценный вдох.

4.Развивать умение направлять выдох.

5.Воспитывать умение правильно рационально использовать выдох.

6.развивать умение на одном выдохе произносить звуки, слова, предложения.

7.Развивать длительный речевой выдох.

8.отрабатывать паузы.

9.Воспитание правильной осанки.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ.

  1. Вызывание длительного выдоха.

Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т.п.

2.Игры на поддувание.

Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг- понга и т.п.)

3.Развитие дыхания.

Надувание воздушных шариков ( или пускание мыльных пузырей).

4.Развитие речевого дыхания.

- Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом.;

- Краткий глубокий вдох и медленный выдох;

- медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;

- глубокий медленный вдох и выдох узкой струей;

- глубокий вдох и выдох несколькими порциями;

- глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;

- глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно

выдыхает на счет до пяти (шести, семи).

-исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны,

медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

- на одном выдохе – усиление и ослабление звука

упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м.

- на одном выдохе – усиление и ослабление зву ка

упражнение «Вой ветра»: в –в –В –В -в- в.

- упражнение «Свеча»: медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

- упражнение « Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку

дыхания и несколько выдохов – толчков: фу- фу- фу.

- упражнение «Комар»

руки вперед – вдох – руки разводятся в стороны,

выдох – руки медленно сходятся ( «не спугни комара»),

выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»)

- упражнение «Ветер и листья»

вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе - ступенчато произносят звук «П» и постепенно опус-

кают руки вниз (листья падают).

- упражнение «Пузырь»

надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш

(руки разводят в стороны)

(хлопок)

- упражнение «Пильщики»

Зажужжала пила, завизжала , как пчела. Жик- жик-жик-жик.

Лопнула и стала, начинай сначала.

- упражнение « Математик»

счет на выдохе от 1 до 5 и обратно;

добрать воздух – счет до 5;

добрать воздух от 5 до 1.

- упражнение « Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик _ лоп! Ш- Ш- Ш…

- упражнение « Ветерок»

после спокойного вдоха продолжительный выдох со звуком: Ф-Ф-Ф….

Помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой к папе с мамочкой домой.

- упражнение «Аромат цветов»

вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах!

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

- упражнение «Пчелки»

глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

Как –то раз пчела мед в улей принесла ( глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

- упражнение «Медвежата»

Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать.

Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

Мам, малины б нам и т.д.

5. Развитие силы голоса.

А)Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):

а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

- то –же , только гласный звук «У»;

- \-\, только гласный звук «И»;

- \-\, только гласный звук «О».

б) удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса)

а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а;

-\\-\\ , укачивание со звуком о-о-о-о;

-\\-\\ , укачивание со звуком у-у-у-у;

-\\-\\ , укачивание со звуком э-э-э-э.

в) пропевание гласных звуков на одном выдохе : а-а-а-о-о-о-у-у-у-э-э-э.

г) «Добавь слог»

взрослый произносит 2,3,4 и более слогов, а ребенок – каждый раз на один слог

больше. В.- ПА-ПА-ПА, а Р.- ПА-ПА-ПА-ПА и т.д.

Наши рекомендации