Сделать схематический чертеж

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика: Учеб.для вузов:в 3т.-5-е изд.,стер.-М.:Дрофа .- (Высшее образование. Современный учебник).т.2. Дифференциальное и интегральное исчисление.-2003.-509 с.

2. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление: Учеб. пособие: в 2-х т.- Изд. стер. –М.: Интеграл – Пресс.Т.1. -2001.- 415 с.

3. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Учеб. для вузов: в 3-х томах. – 8-е изд.-М.: Физматлит. т.1 – 2001. -697 с.

4. Берман Г.Н. Сборник задач по курсу математического анализа: Учеб. пособие. -22-е изд., перераб.- СПб: Профессия, 2003.-432 с.

5. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа. Учеб. для вузов: В 3-х томах. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Дрофа. Т.1. – 2003.-703 с.

6. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа. Учеб. для вузов в 2-х частях. – 6-е изд. стер. –М. Физматлит, 2002, -646 с.

7. Данко П.Е. и др. Высшая математика в упражнениях и задачах (с решениями): в 2 ч./ Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я.-6-е изд..-М.: ОНИКС 21 век, ч.2. -2002.-416 с.

Решение типового варианта контрольной работы.

1. Вычислить пределы функций.

а) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение. Прежде всего, проверим, применимы ли к данной дроби теоремы о пределах, или мы имеем дело с неопределенностью. Для этого найдем пределы числителя и знаменателя дроби. Функции Сделать схематический чертеж - student2.ru и Сделать схематический чертеж - student2.ru являются бесконечно большими. Поэтому, Сделать схематический чертеж - student2.ru , Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Следовательно, имеем дело с неопределенностью вида Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Для раскрытия этой неопределенности и использовании теоремы о пределе отношения двух функций выделим в числителе и в знаменателе Сделать схематический чертеж - student2.ru в старшей для числителя и знаменателя степени в качестве сомножителя и сократим дробь.

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. 0.

б) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение.Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно разложить числитель и знаменатель на множители и сократить дробь на общий множитель.

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. -9.

Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение.Для вычисления данного предела подставим значение Сделать схематический чертеж - student2.ru в функцию, стоящую под знаком предела. Получим,

Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Ответ. -3.

в) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение.Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно умножить числитель и знаменатель на выражение, сопряженное числителю, а затем сократить дробь на общий множитель.

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. Сделать схематический чертеж - student2.ru .

г) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение.Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно выделить первый замечательный предел: Сделать схематический чертеж - student2.ru

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. k

д) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение. Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно произведение преобразовать в частное, то есть неопределенность Сделать схематический чертеж - student2.ru свести к неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru или Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Выделяем первый замечательный предел, то есть, умножаем числитель и знаменатель на Сделать схематический чертеж - student2.ru . Получаем,

Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Ответ. Сделать схематический чертеж - student2.ru .

е) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Решение.Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно выделить второй замечательный предел: Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. Сделать схематический чертеж - student2.ru .

ж) Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru

Решение.Для раскрытия неопределенности Сделать схематический чертеж - student2.ru в этом случае, нужно выделить второй замечательный предел: Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Найти Сделать схематический чертеж - student2.ru

Решение.Подставим значение Сделать схематический чертеж - student2.ru в функцию, стоящую под знаком предела. Получим,

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Ответ. Сделать схематический чертеж - student2.ru .

2. Задана функция Сделать схематический чертеж - student2.ru и два значения аргументаСделать схематический чертеж - student2.ru .

Требуется:

- найти пределы функции при приближении к каждому из данных значений Сделать схематический чертеж - student2.ru слева и справа;

- установить является ли данная функция непрерывной или разрывной для каждого из данных значений Сделать схематический чертеж - student2.ru ;

- сделать схематический чертеж.

Решение.Найдем левый и правый пределы в точке Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Левый предел конечен и равен 0, а правый предел бесконечен. Следовательно, по определению Сделать схематический чертеж - student2.ru точка разрыва второго рода.

Найдем левый и правый пределы в точке Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru Сделать схематический чертеж - student2.ru , т.е. Сделать схематический чертеж - student2.ru точка непрерывности функции Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделаем схематический чертеж.

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Рис. 1

3.Функция задается различными аналитическими выражениями для различных областей независимой переменной.

Требуется:

1) найти точки разрыва функции, если они существуют;

2) найти скачок функции в каждой точке разрыва;

сделать схематический чертеж.

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Решение.Функция Сделать схематический чертеж - student2.ru непрерывна для Сделать схематический чертеж - student2.ru , функция Сделать схематический чертеж - student2.ru непрерывна в каждой точке из Сделать схематический чертеж - student2.ru , функция Сделать схематический чертеж - student2.ru непрерывна в каждой точке интервала Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Точки, в которых функция может иметь разрыв, это точки Сделать схематический чертеж - student2.ru и Сделать схематический чертеж - student2.ru , где функция меняет свое аналитическое выражение.

Исследуем точку Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru , Сделать схематический чертеж - student2.ru , Сделать схематический чертеж - student2.ru . Таким образом, точка Сделать схематический чертеж - student2.ru есть точка непрерывности функции Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Исследуем точку Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделать схематический чертеж - student2.ru , Сделать схематический чертеж - student2.ru , Сделать схематический чертеж - student2.ru . Таким образом, односторонние пределы существуют, конечны, но не равны между собой. По определению, исследуемая точка – точка разрыва первого рода. Величина скачка функции в точке разрыва Сделать схематический чертеж - student2.ru равен Сделать схематический чертеж - student2.ru .

Сделаем схематический чертеж

Сделать схематический чертеж - student2.ru

Рис. 2

Наши рекомендации