IX. Диагноз существующей системы
Проблемы управления, требующие применения СА, возникают в реально функционирующих производственных системах. Поэтому, когда уже выполнены предыдущие этапы и осуществляется практическая реализация выбранной альтернативы, всегда у руководства будет возникать вопрос: «Каково состояние выполнения программы?». Для ответа на него возникает необходимость в диагностическом анализе работы органов управления, направленном на выявление их возможностей, устранение недостатков, диспропорций («узких мест»), а также на лучшее ориентирование системы на достижение поставленных целей.
На этом этапе смотрят состояние выполнения программы. Выявление актуальных проблем развития системы и ближайших целей – это предмет диагностического обследования и анализа состояния органов управления реализующих альтернативу.
Производится: моделирование экономического и технологического процессов; расчет потенциальной и фактической мощностей; анализ потерь мощностей; выявление недостатков организации производства и управления.
Порядок диагноза: обнаружить отклонение от заданной программы или неудовлетворительное состояние процесса исполнения; определить причину появления этих факторов; принять решение об изменениях программы, состава органов управления; реализовать намеченные изменения.
Первый шаг диагноза - типичный и своевременный учет отклонений, его цель – установить величину отклонений. После этого проводится диагностика отклонений – определяются причины и разрабатываются меры по устранению.
Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели.
X. Построение программы реализации выбранной альтернативы.
Этап формирования программы включает следующие работы:
1. Формирование мероприятий, проектов.
2. Определение очередности выполнения мероприятий.
3. Распределение сфер деятельности.
4. Распределение сфер компетенции.
5. Разработка плана мероприятий в рамках ограниченных ресурсов и времени.
6. Распределение мероприятий по подразделениям и исполнителям.
Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, описательные модели, нормативные операционные модели.
XI. Реализация программы и контроль исполнения.Организация исполнения альтернативы представляет собой определенную систему, которая включает уяснение и детализацию альтернативы; подбор и расстановку исполнителей, их инструктаж и обучение; обеспечение нормальной работы исполнителей; контроль за исполнителями и учет результатов их работы, корректировку программы, регулирование и координацию работы в целом.
Контроль является самой продолжительной стадией управления, так как осуществляется с этапа постановки задачи и кончается завершением реализации программ и подведения итогов. При правильной организации системы контроля исполнения субъект реализует следующие цели:
¨ получает сведения о ходе выполнения заданий, чтобы своевременно обеспечить выполнение упреждающих корректирующих действий;
¨ убеждается в эффективности распоряжения с тем, чтобы произвести корректировку при выявлении отклонений;
¨ побуждает работников к эффективному выполнению задания.
Примечание. Неформальные методы: метод сценариев, метод экспертных оценок («Дельфи»), диагностические методы; графические методы: метод деревьев целей, матричные методы, сетевые методы; количественные методы: методы экономического анализа, морфологические методы, статистические методы; методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).
Практическое задание
Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и приемов решения различных проблем на основе системного подхода. Можно сказать, что системный подход — это представление объекта исследования в виде системы.
Определение наилучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. Системность подхода здесь в том, что устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.
С помощью системы представляется возможным охватить проблему со всех сторон. Разбивая ее на составные части, уже можно конкретно ставить перед собой задачи, которые в совокупности с закрепленными за ними ресурсами приведут к решению подпроблем. Разобравшись с подцелями, мы получаем решенную проблему.
Целью практической работы - анализ и решение выбранной актуальной для студента проблеме.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- Описать систему, в которой возникла проблема, охарактеризуем проблему;
- Построить дерево целей для решения проблемы;
- Построить дерево решений для реализации мероприятий;
- Составить сетевой график реализации мероприятий.