Глава 1. Предмет системного анализа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Предмет системного анализа - student2.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 
  Глава 1. Предмет системного анализа - student2.ru

Системный анализ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ББК ______

ст. преп.Белякова Н.В., к.э.н., доц. Очирова Т.Б., ассист. Сысова Е.Л. Теория систем и системный анализ. Учебник – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – с. 148

Учебник предназначен для научных работников и специалистов, занимающихся проблемами регулирования и развития индустрии туризма и гостеприимства, студентов экономических специальностей ВУЗов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий и организаций сферы услуг, а так же лиц, интересующихся рынком туристских и гостиничных услуг.

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. ГОУ ВПО СПбГУСЭ Шарафанова Е.Е.

канд.экон.наук, доц. ГОУ ВПО Аграрного университета Белинская И.В.

ISBN_______________________

©Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Глава 1. Предмет системного анализа. 8

1.1. Задачи системного анализа. 8

1.2 Классификация систем. 9

1.3 Особенности социально-экономических систем. 13

Тестовые задания к главе 1. 16

Глава 2. Понятийный аппарат системного анализа. 19

2.1. Основные определения системного анализа. 19

2.2. Принцип обратной связи. 23

Тестовые задания к главе 2. 25

Глава 3. Принципы системного подхода и структура системного анализа. 28

3.1. Принципы системного подхода. 28

3.2. Структура системного анализа. 32

Тестовые задания к главе 3. 35

Глава 4. Элементы и методы системного анализа. 38

4.1. Элементы системного анализа. 38

4.1.1. Цель и трудности целепологания. 45

4.1.2. Модель и моделирование. 49

4.2 Методы системного анализа. 54

Тестовые задания к главе 4. 55

Глава 5. Методы качественного оценивания систем.. 59

5.1. Методы типа “мозговая атака” или “коллективная генерация идей”. 59

5.2. Методы типа сценариев. 60

5.3. Методы экспертных (опросных) оценок. 60

5.4. Методы типа Дельфи. 69

5.5. Методы типа дерева целей. 70

5.6. Морфологические методы.. 73

Тестовые задания к главе 5. 74

Глава 6. Методы количественного оценивания систем.. 78

6.1. Методы экономического анализа. 78

6.1.1. Факторный анализ. 80

6.2. Оценка сложных систем в условиях определенности. 84

6.3. Оценка сложных систем в условиях риска. 87

6.4. Оценка сложных систем в условиях неопределенности. 90

Тестовые задания к главе 6. 99

Глава 7. Системный анализ и проблемы принятия решения. 102

7.1. Виды организационных структур. 102

7.2. Классификация управленческих решений. 103

7.3. Задачи и проблемы принятия решений. 109

Тестовые задания к главе 7. 111

Глава 8. Экономико-математическое моделирование – основной метод исследования сложных социально-экономических систем.. 115

8.1. Классификация экономико-математических методов. 115

8.2. Процесс моделирования. 116

Тестовые задания к главе 8. 118

Глава 9. Роль системного анализа в системе современных научных знаний. 122

9.1. Особенности поведения сложных систем. 122

9.2. Что же такое системный анализ. 124

Итоговые тестовые задания: 130

Ответы на тестовые задания. 135

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ... 139

ГЛОССАРИЙ.. 141

ЛИТЕРАТУРА.. 146


ВВЕДЕНИЕ

Сложность и динамичность рыночной экономики требует комплексного подхода к решению проблем предпринимательской деятельности. В ряде случаев коммерческая деятельность представляет собой слабо структурированные процессы. Соответственно, имеет место неопределенность или отсутствие достаточной информации о проблеме\проблемах, возникающих в различных рыночных отношениях. В основе решения этих проблем лежит системный анализ, который позволяет найти правильное решение или, как минимум, выяснить причины ее появления. Системный анализ позволяет четко сформулировать проблему и цель ее решения, используя методы и принципы системного подхода. Системный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае - это своего рода аспекты исследуемого объекта, рассматривая, исследуя которые можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.

Для процедуры системного анализа привлекается широкий спектр средств, используются возможности различных наук и практических сфер деятельности – математики, вычислительной техники, моделирования, наблюдений и экспериментов.

Использование системного анализа тесно связано с такими понятиями, как система, цель (цели) функционирования системы, альтернативы, ресурсы как средство достижения цели, критерии, модели.

Системный анализ может быть представлен и как методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования систем управления.

Системный анализ открывает возможности для стандартизации методов решения определенных проблем. Поэтому, под системным анализом можно понимать совокупность правил или методологию решения сложных проблем, основанную на системном подходе.

Системный подход с одной стороны, это исследование, анализ существующих систем, с другой — синтез систем для достижения поставленных целей. Применительно к экономическим системам (организациям) чаще всего системный подход понимается как комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это направление, методология, которая немыслима без системного анализа. Действительно, на практике системный подход реализуется чаще всего в виде системного анализа.

Системный подход представляет собой восприятие процессов, происходящих в природе, обществе, процессах познания, мышления через диалектические и познавательные законы и принципы. Это подход, при котором любая объект рассматривается как сложная, большая система и, в тоже время, как элемент общей более сложной и крупной системы.

Таким образом, системный подход представляет собой совокупность методологических положений, предполагающих рассмотрение объекта исследования как целого (системы), состоящего из взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющих выход (цель), вход (ресурсы), а так же связь с внешней средой (прямую и обратную связь).

Методология системного подхода включает четыре этапа:

1. изучение целей и функций объекта, его взаимодействие с окружающей средой (другими объектами) – изучение объекта как целого;

2. расчленение объекта на элементы (подсистемы); определение роли, места и функций элементов (подсистем), исходя из целей и функций целого, определение основных отношений и связей между элементами (подсистемами);

3. изучение свойств элементов, отношений между ними и законов, управляющих поведением элементов;

4. синтез свойств и поведения объекта из свойств и поведения его частей, позволяющий определить законы, управляющие поведением объекта, обеспечивающие выполнение им своих функций и достижение целей.

Основные принципы системного подхода:

• принцип целостного подхода к объекту. Разделение системы на элементы должно быть «целостным», таким, чтобы элементы несли на себе определенные свойства целого объекта. Например, шариковая ручка, как система состоит из двух частей корпуса, колпачка и стержня. Каждый из элементов имеет определенные свойства, которые и формируют общие свойства ручки. Но не являются элементом ручки молекулы пишущего вещества (чернил, пасты) или атомы пишущего металлического шарика. Это элементы более мелких систем – пасты и, собственно, шарика.

• принцип иерархичности. Каждая подсистема объекта рассматривается, в свою очередь, как система, а сам системный объект – как часть суперсистемы. Например, крупная коммерческая компания как система состоит из подсистем – входящих в нее предприятий-филиалов. В свою очередь, каждое предприятие может быть расчленено на подсистемы – отделы, отделы – на участки и т.д. С другой стороны, сама компания представляет собой подсистему системы более высокого уровня – отрасли.

• принцип множественности описания системы. Для получения адекватного знания о системе требуется построение некоторого класса взаимосвязанных ее описаний, каждое из которых способно охватить лишь определенные аспекты системы. В общем случае для любой системы требуется три разных способа ее описания:

1) макроописание - с точки зрения целостных, присущих ей внешних свойств;

2) микроописание - с точки зрения ее внутреннего строения и участия ее элементов в формирование целостных свойств системы;

3) иерархическое описание - с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более высокого уровня.

• принцип открытости системы. Система не изолирована от окружающей среды. Исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

• принцип непрерывного саморазвития системы. Источник развития системы лежит обычно в самой системе. В объектах, образующих целое, появляются противоречия, которые делают невозможным сохранение объекта в неизменном состоянии. Для преодоления возникающих противоречий в системе появляются изменения.

Глава 1. Предмет системного анализа

Наши рекомендации