Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах
Разработка стандартов в области школьного образования : зарубежная педагогика
Выполнила студентка:
Денисова С. П.
Содержание
1. История развития образовательных стандартов ……………..2
2. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах ……………………………………………………………………………………………3
3. Цели и принципы стандарта …………………………………………….6
4. Состав и структура стандарта……………………………………………8
5. Вывод………………………………………………………………………………….17
6. Используемая литература…………………………………………………..18
-1-
История развития образовательных стандартов
В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества. В связи с этим конец ХХ века ознаменовался выдвижением на первый план проблемы содержания образования и создания образовательных стандартов.
В централизованных государствах, таких как Франция, Италия, Япония, Китай, бывший СССР, стандарты существовали всегда в виде государственных учебных планов и программ, обязательных для всей страны. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ или стандартов, которые имеют несколько иной состав, структуру и форму.
Главным образом движение за создание и внедрение образовательных стандартов развивается в децентрализованных государствах, которые ранее не имели государственных требований к содержанию образования.
Такие страны, как США, Великобритания, Канада, имеют крайне децентрализованные системы образования, хотя степень их децентрализации различна. В США решения по созданию учебных планов и программ принимаются на уровне штатов и школьных округов, несмотря на то, что в стране существует Министерство (Департамент) образования. В Канаде отсутствует федеральное министерство образования, существуют только министерства провинций, которые и руководят развитием содержания образования в них. В Великобритании разработка учебных планов и программ долгое время проводилась в самих школах, однако в последнее время положение изменилась.
В США ситуация отсутствия общегосударственных стандартов, не позволяющая при переезде из штата в штат осуществлять.
-2-
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
История развития образовательных стандартов преемственность образования, не дающая детям гарантированного уровня образования, перестала удовлетворять общественность к началу 80х годов. Появление доклада «Нация в опасности» в 1983 году положило начало критике существующего положения вещей. В 1989 году президент Дж. Буш и губернаторы 50 штатов собрались, чтобы изменить ситуацию, и сформулировали шесть целей общенационального образования. В 1994 году администрацией Б. Клинтона был подготовлен Закон (Акт) « Цели 2000 — Образование в Америке». Среди новых целей образования в США были зафиксированы такие, как повышение доли выпускников средней школы до 90%, повышение компетентности учащихся в английском языке, математике, естественных науках, иностранных языках, граждановедении, экономике, искусстве, истории и географии; повышение квалификации учителей и др. Выработка общенациональных целей положила начало движению за создание стандартов в области образования. С конца 80-х годов началась разработка стандартов по основным академическим дисциплинам. К этой работе были привлечены ассоциации, советы и иные объединения учителей предметников. В 1989 году появились стандарты по математике; в 1995 — по естественнонаучным дисциплинам; в 1996 — по истории, а затем и по остальным предметам. Не все они были равнозначны по качеству исполнения, некоторые были весьма противоречивы. Однако многие педагоги одобрительно отнеслись к их появлению. Например, известный деятель образования Диана Равич, бывший заместитель министра образования США, отмечает «необходимость общенациональных стандартов в любом передовом обществе». При этом она считает, что лучше, если их разрабатывают общественные организации, а не государственные органы, а среди создателей стандартов должны быть не только педагогипрофессионалы, но и не менее 30% представителей общественности — законодателей, журналистов, врачей, издателей, инженеров, юристов и др.
Прозвучало мнение, что стандарты должны быть ограничены в объеме и не превращаться в научные трактаты. Первые стандарты по истории превышали 600 страниц, по естественным наукам — 300 страниц. Были высказаны предложения, что стандарты по предметам не должны превышать 100страниц, включать знания и умения, необходимые учащимся, и не касаться методов обучения, которые остаются прерогативой учителя. Система образования Великобритании с 20-х годов ХХ века была настолько децентрализованной, что учебные планы составлялись на уровне школ, а учителя сами разрабатывали учебные программы, пользуясь рекомендациями министерства, экзаменационными требованиями и методическими материалами, подготовленными правительственными и независимыми педагогическими организациями. На десятом и одиннадцатом годах обучения (4-й и 5-й классы неполной средней школы, возраст учащихся 14–15 лет) на обязательные предметы, среди которых были английский язык, математика,
-3-
религия и физкультура, отводилось 50% учебного времени. Движение за создание общего для всей страны содержания образования началось в Великобритании в 70е годы ХХ в. Вызревавшая мысль о национальном содержании образования получила воплощение в Законе о реформе образования 1988 года. Целью реформы было повышение качества образования в стране, формулировалась она следующим образом: «Неуклонно повышать уровень образования, причем по крайней мере так же быстро, как он растет в странах-соперницах». Разработку общегосударственных стандартов в Англии обусловило требование усилить конкурентоспособность страны. 145Закон 1988 года назвал десять обязательных школьных предметов, которые должны изучаться в начальных и неполных средних школах: математика, английский язык, естествознание (три предмета «ядра», которым уделяется первостепенное внимание), география, технология, музыка, искусство, а также иностранный язык.Закон не закреплял учебного плана, т.е. времени обучения каждому предмету, было лишь указано, «что на них должно быть отведено разумное время». На изучение обязательных предметов, согласно директивному документу Министерства образования, в старших классах неполной средней школы предполагалось отвести 85% учебного времени. В стране с укоренившимися традициями независимости школ и учителей большинство педагогов отрицательно восприняли столь жесткий подход. Под давлением педагогической общественности время, отводимое на изучение обязательных предметов в старших классах, было сокращено до 70–75%, а затем до 60%.
С момента введения стандарты Великобритании подвергаются критике различными педагогами. Так, известный английский педагог Дж. Уайт указывает, что в проводимой реформе учащиеся в государственных школах рассматриваются в основном как средство к достижению экономических целей, в то время как должны учитываться интересы учащегося — человека и гражданина. Высказываются мнения, что государственный компонент содержания образования должен быть сокращен до 50%. Половину учебного плана надо отвести на курсы, разработанные местными органами образования и школами, а также на предметы по выбору.
В отличие от США стандарты Великобритании являются обязательными, правда, только для государственных школ. При этом они пока не являются устоявшимися, изменяются как по набору предметов, так и по учебному материалу, в основном в сторону сокращения требований, предписываемых министерством, и предоставления, а вернее, восстановления определенной свободы и автономии учебных учреждений. Государства, которые разрабатывают стандарты, можно разделить на две группы. В первой группе стран с централизованным управлением содержание образования носит, как правило, энциклопедический характер и определяет экзаменационные требования.
Во второй группе государств с децентрализованным управлением
Следует отметить, что все развитые страны мира предоставляют в старших классах от 20% до 50% на предметы по выбору. Это важнейший принцип организации
-4-
содержания образования в школах Запада. Дифференциация содержания образования позволяет учитывать склонности и интересы учащихся, их способности и успеваемость, развивать умение делать выбор — одно из важнейших умений, необходимых в жизни каждому человеку. содержание образования является более прагматическим, направлено на формирование знаний и умений, в первую очередь необходимых для жизни, и во многом определяется экзаменационными требованиями.
Существенное значение имеет форма правления государства: унитарная или федеративная. Унитарные государства являются, как правило, централизованными; федеративные — децентрализованными. Исключение составляет Великобритания, которая, являясь официально унитарным государством, относится ко второй группе — децентрализованных стран, однако, по сути, она имеет все признаки федеративного государства — сильную автономию составляющих ее частей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Это сказывается и на системах образования, которые сходны в Англии и Уэльсе, но отличаются в Шотландии и Северной Ирландии.
Термин «стандарт» («стандарты») в отношении содержания образования в зарубежной литературе используется не всегда. В США, Австралии так называют документ, определяющий содержание образования по тому или иному учебному предмету для разных классов школы. Согласно формулировке Министерства (Департамента) образования США, «стандарты — это определение того, что учащиеся должны знать и уметь делать». Совет по базовому образованию США дает следующее определение: «Стандарты — это утверждения, которые выражают то, что учащиеся должны знать и уметь делать в определенных пунктах их учебной карьеры» .
-5-