Зарубежный опыт подготовки менеджеров в ведущих зарубежных странах.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных направлениях.

Американская модель - заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах:

рациональная организация производства продукции;

снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и т.д.

фирма рассматривается, как закрытая система, цели и задачи считаются заданными и стабильными.

Японская модель - результат системы, оценивается специалистами, как обеспечивающая наибольшую гармоничность и мобильность организации. Особенности этой модели проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами.

Характерной чертой новых систем российского внутрифирменного управления является ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала.

Состояние и проблемы менеджмента в современной России. За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.

Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.

Неспособность принимать решения.

Неумение менеджеров делегировать полномочия.

Низкий профессионализм.

Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм.

Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.

Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства.

Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.

Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента.

Непонимание возрастания роли quality -менеджмента на предприятии. Многие руководители недооценивают роль quality -менеджмента или управления качеством.

Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.

Отсутствие навыков реализации продукции.

Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.

Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента.

Экологические проблемы {устаревшие оборудование и технологии).

Осознание социальной ответственности менеджмента.

Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До

Слабость законодательной базы.

Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

Менеджер должен владеть методикой определения характеров людей, их темперамента. Он должен уметь подбирать и обучать работников, расставить их по соответствующим местам, а при необходимости — увольнять.

К настоящему времени выработаны определенные направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений — четыре.

1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соот­ветствующих отраслевых институтов и бизнес-школ.

2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.

3. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоя­тельно формирующих кадры менеджеров.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России. Российские менеджменты должны:

обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;

разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов;

совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы;

разрабатывать и внедрять в практику более совершенные формы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие;

внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям;

подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета; уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации.

Наши рекомендации