Лабораторная работа № 3. Приемы и навыки соединения главных и побочных
Приемы и навыки соединения главных и побочных
Трезвучий
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Трезвучия главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения.
Цель: освоить приемы и навыки соединения главных и побочных трезвучий, развивать аналитические умения.
Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ соединение основных трезвучий: плавное и скачкообразное движение голосов; виды совместного движения двух голосов аккорда (прямое, противоположное, косвенное, параллельное); кварто-квинтовое, терцовое и секундовое соотношение трезвучий; гармоническое и мелодическое соединение трезвучий;
§ последовательность и правила гармонизации мелодии трезвучиями;
§ перемещение аккорда;
§ побочные трезвучия II, III и VI ступеней: функция, подготовка, разрешение, удвоения, голосоведение. Прерванный оборот как разновидность эллипсиса.
Практические задания:
Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора с одним ключевым знаком (четырехголосное изложение, гармоническое соединение, тесное и широкое расположение, в мелодических положениях начального аккорда первой, третьей и пятой ступеней лада) следующий гармонический оборот: T – S – T – D – T.
Задание 2. Соедините, запишите и исполните в указанных тональностях обозначенные виды соединения пар трезвучий следующих ступеней лада:
а) I–IV, I–V, II–V – в тональности A-dur (гармонически);
б) VI–II – в тональности F-dur (гармонически и мелодически);
в) V–VI – в тональности e-moll (мелодически);
г) I–V – в тональности d-moll (со скачками терций в мелодии);
д) VI–II, II–V – в тональности G-dur (со скачками терций в теноре).
Задание 3. Письменно гармонизуйте мелодии трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений:
а) (трезвучиями кварто-квинтового соотношения)
б) (трезвучиями секундового соотношения)
в) (все виды соотношений)
Задание 4. Исполните (или прослушайте) и сделайте письменный гармонический анализ музыкального примера по приведенному выше плану (см. лаб. работу 1, задание 4):
В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, А-dur, ор. 331, I ч
Andante grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Каким образом соединяются трезвучия кварто-квинтового соотношения?
2. Как перейти из тесного расположения в широкое при соединении двух трезвучий кварто-квинтового соотношения?
3. Как гармонизовать восходящие и нисходящие скачки терций в мелодии при соединении главных трезвучий кварто-квинтового соотношения?
4. Возможны ли скачки терций в теноре при соединении двух трезвучий, как при этом меняется расположение трезвучий?
5. В чем состоит особенность соединения трезвучий секундового соотношения?
6. В каком направлении двигается бас по отношению к верхним голосам при секундовом соотношении трезвучий?
7. Возможно ли при соединении трезвучий секундового соотношения удвоение терции, в каком случае оно обязательно?
8. Как соединяются трезвучия терцового соотношения?
9. Какие случаи голосоведения могут при этом возникать?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 24–38, 43–45, 122–124, 129–135, 165 (темы №№ 3–5, 7, 18-Б, 20, 24-Б).