Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов

Приемы и навыки соединения секстаккордов

Главных и побочных ступеней

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Секстаккорды главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения.

Цель: освоить приемы и навыки соединения секстаккордов главных и побочных ступеней, развивать аналитические способности.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ главные секстаккорды, удвоение, расположение, применение в периоде, голосоведение (параллельные квинты и октавы);

§ соединение главных секстаккордов с трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений, перемещения, удвоения терции; скачки прим и квинт, смешанные скачки при соединении трезвучия с секстаккордом (скрытые октавы и квинты);

§ соединение двух секстаккордов, особенности голосоведения в миноре;

§ секстаккорд II6: удвоение, функциональная подготовка, соединение с аккордами D-ой группы;

§ секстаккорды VII6 и III6 (доминанта с секстой D6): удвоения и применение.

Практические задания:

Задание 1.Запишите в четырехголосном варианте (по-возможности, с гармоническим соединением аккордов) и исполните на музыкальном инструменте в тональностях с двумя ключевыми знаками следующие гармонические обороты: а) 1T – S6 – D6 – T; б) 3S – T6 – VII6 – T – D6– T; в) 5II6 – D6 –T; г) 1t6 – s6 – К46 – D6 – t.

Задание 2. Приведите по одному примеру из музыкальной литературы с использованием следующих соединений: а) главных трезвучий с секстаккордами; б) секстаккордов главных трезвучий с секстаккордами; в) секстаккордов II, III, VII ступеней.

Укажите автора, название произведения (часть, раздел, тему). Обозначьте данные соединения (квадратной скобкой сверху) и аккорды (снизу), исполните их.

Задание 3. Письменно гармонизуйте предлагаемые мелодии:

а) (с использованием секстаккордов главных трезвучий)

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

б) (с использованием двух секстаккордов главных трезвучий)

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

в) (с использованием секстаккорда II ступени лада – II6)

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

г) (с использованием секстаккорда VII ступени лада – VII6)

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

Задание 4.Сделайте письменный гармонический анализ предлагаемого ниже периода (см. лаб. работу 1, задание 4):

П. Чайковский. Тема с вариациями.

Moderato assai

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

Лабораторная работа № 4. Приемы и навыки соединения секстаккордов - student2.ru

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Скачки каких звуков образуются при соединении секстаккордов с трезвучиями и трезвучий с секстаккордами кварто-квинтового соотношения?

2. Что удваивается чаще всего в секстаккордах главных ступеней и в секстаккордах побочных ступеней?

3. Каким может быть голосоведение трех верхних голосов при гармоническом соединении двух главных секстаккордов?

4. Возможно ли мелодическое соединение секстаккордов при плавном движении голосов?

5. Что такое скрытые октавы и квинты, когда они образуются?

6. Скачки каких тонов образуются в басу при соединении двух секстаккордов?

7. Какие интервалы образуются между басом и одним из верхних голосов при удвоении в секстаккорде основного тона или квинты?

8. Какие удвоения возможны при соединении двух секстаккордов секундового соотношения?

9. Как движутся голоса при удвоении: а) в одном секстаккорде – основного тона, а в другом – квинты; б) при удвоении терции в обоих секстаккордах?

10. Возможны ли скачки при соединении двух секстаккордов секундового соотношения?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 61–83, 117–121, 162–164, 167–169 (темы №№ 10, 11, 12, 18A, 24-А, 24-В.

Наши рекомендации