По подготовке к итоговой аттестации

Задача I.

Вычислить предел:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача II.

Вычислить неопределённые интегралы:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Полагая по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получим:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru
по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача III.

Вычислить определённые интегралы:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Интегрируем «по частям»:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Пусть по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , тогда по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ,

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Имеем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Интегрируем подстановкой.

Положим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , тогда по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru . Если по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , то по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ; если по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , то по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Поэтому

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Заметим, что геометрически данный интеграл площадь круга:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача IV.

Вычислить несобственные интегралы или установить их расходимость.

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

в) В данном случае подынтегральная функция по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru претерпевает разрыв в точке по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , лежащей внутри отрезка интегрирования по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Имеем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача V.

Вычислить объём тела, образованного вращением вокруг оси по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru кривой: по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Объём фигуры, образованной вращение кривой по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru вокруг оси по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru вычисляется по формуле:
по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача VI.

Решить дифференциальные уравнения:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

Рассмотрим 2 метода решения.

1) Метод вариации произвольной постоянной (метод Лангранжа). Решим сначала уравнение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru (линейное однородное уравнение).

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Разделяя переменные, получаем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Найдём решение исходного (линейного неоднородного) уравнения в виде по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , где по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru - неизвестная функция, которую надо найти.

Имеем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru в исходное уравнение (линейное неоднородное).

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Найденную функцию по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru подставим в выражение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru и получим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru - общее решение исходного уравнения.

Найдём частное решение, удовлетворяющее начальным условиям по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru . Получим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru - искомое частное решение.

2) по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Метод подстановки (введение новых функций по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ). Пусть по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , где по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru – неизвестные функции.

Имеем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Поскольку одну из функций ( по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru мы можем выбрать произвольно, положим

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , при интегрировании мы опускаем модуль и по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , т.к. нас интересует только одна функция, обращающая в нуль второе слагаемое по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Итак,
по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставим найденное выражение для по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ; получаем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Получено то же общее решение, что и методом вариации произвольной постоянной.

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Это линейное уравнение первого порядка. Поэтому полагаем по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru . Тогда по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru . Подставляя выражение для по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru и по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru в данное уравнение, после группировки членов получим:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Выберем функцию по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru так, чтобы выполнялось равенство

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

После распределения переменных это уравнение приме вид:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Почленное интегрирование дает по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставив найденное выражение функции по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru в равенство по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Это уравнение с разделяющимися переменными. Для нахождения функции по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru разделяем переменные и интегрируем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Теперь можно записать общее решение данного дифференциального уравнения:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача VII.

Решить дифференциальные уравнения:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

а) Составим характеристическое уравнение. Для этого заменим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru соответственно на по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Характеристическое уравнение имеет вид:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Данное уравнение имеет комплексные корни:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

так как по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , то по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Это линейное неоднородное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами, имеющие вид по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , где по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru - какой-либо многочлен степени по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Общее решение данного уравнения есть сумма общего решения соответствующего линейного однородного уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru и частного решения данного неоднородного уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru :

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Частное решение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru следует искать в виде по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , где по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru многочлен степени по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ; число по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru может принимать три значения:

1. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , если число по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru не является корнем характеристического уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

2. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , если число по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru является однократным корнем характеристического уравнения: по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

3. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , если число по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru является двукратным корнем характеристического уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Составим характеристическое уравнение, заменив по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru и по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru соответственно на по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Характеристическое управление по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru имеет корень по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru кратности 2.

Общее решение линейного однородного уравнения найдём по формуле:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставив корень характеристического уравнения, получаем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

В исходном уравнении правая часть имеет вид:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , т.е. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Так как по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru не является корнем характеристического уравнения, то частное решение данного линейного неоднородного уравнения ищется в виде по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Для наводнения постоянных по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru находим первую и вторую производные от по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru :

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставляя в исходное уравнение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru ,

имеем по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получаем систему:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , из которой находим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Следовательно, по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Общее решение уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

в) Найти общие и частное решения дифференциального уравнения.

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Найдём общее решение дифференциального уравнения.

Для этого составим характеристическое уравнение, заменив по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru соответственно по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Характеристическое уравнение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru имеет корни по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Общее решение линейного однородного уравнения найдем по формуле:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставив корни характеристического уравнения, получаем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Так как по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru – однородный корень характеристического уравнения, то частное решение данного линейного неоднородного уравнения ищется в виде:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставляя в исходное уравнение по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru и по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru имеем:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получаем систему:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , из которой находим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Следовательно, по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Общее решение уравнения по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Найдём частное решение, удовлетворяющее условиям:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Дифференцируя по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получим по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Подставляя начальные условия в по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , получаем систему:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Отсюда по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Искомое частное решение имеет вид по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Задача VIII.

Определить область сходимости степенного ряда.

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Решение:

Для ряда по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru имеем

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Найдём радиус сходимости ряда по формуле Д’Аламбера:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Следовательно, ряд обязательно абсолютно сходится, если:

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Исследуем сходимость ряда на концах промежутка по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Если по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , то получаем ряд по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru . Это гармонический ряд. Он расходится. Если по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , то получаем ряд по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Имеем знакочередующийся ряд

по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru

Применим признак Лейбница:

Ряд по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru сходится, если по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , т.е. модуль общего члена убывает и стремится к нулю при по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

1. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , т.е. модуль общего члена ряда убывает.

2. по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , т.е. модуль общего члена стремится к нулю при по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru .

Ряд сходится условно.

Область сходимости есть промежуток по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru , сходимость на ( по подготовке к итоговой аттестации - student2.ru 1.2; 0.8) абсолютная.

V. ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Шипачев, В. С. Основы высшей математики. / В. С Шипачев. М.: Высшая школа, 1998.

2. Письменный, Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: в 2ч../ Письменный Д, Т. М.: Айрис-пресс, 2006. Ч.1,2.

3. Баврин, И.И. Высшая математика / Баврин И.И. М: Академия, Высшая школа, 2000.

4. Чвялева, М.Д. Методическое пособие по математике/Н.И.Чвялева. Екатеринбург: УрГЭУ, 2008.

Дополнительная

1. Данко, П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах: в 2 ч. / П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.Я.Кожевникова. М.:ОНИКС XXI век: Мир и Образование, 2003. Ч. I.

2. Шипачев, B.C. Сборник задач по высшей математике. / В.С.Шипачев М.: Высшая школа,2006.

3. Лунгу, К. Н. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. / Лунгу К. Н., Письменный Д. Т., Федин С. Н. и др. М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Лунгу, К. Н. Сборник задач по высшей математике. 2 курс. / Лунгу К. Н., Письменный Д. Т., Федин С. Н. и др. М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Практикум по высшей математике для экономистов / под ред. Н.Ш. Кремера. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Наши рекомендации