Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов
Развитие умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы опирается на онтогенетический принцип появления указанных грамматических форм в активном словаре детей. Коррекционная работа направлена на деятельностное включение данных частей речи в процесс порождения речевых высказываний учащимися с дизорфографией. При этом учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П. Я. Гальпериным.
На первоначальных этапах обучения используются внешние схемы, картинки, условные обозначения, что символизирует предметы, признаки и действия предметов, отношения между ними. Графическое изображение занимает промежуточное положение между материализованным действием и речью. Затем происходит интериоризация речи, перенос ее из внешнего плана во внутренний, превращение во внутреннюю схему высказывания.
В связи с этим в коррекционной работе выделяется три этапа:
Первый этап - усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями, а также ставить грамматические вопросы.
Второй этап - дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов с использованием внешних опор.
Третий этап - дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.
С этой целью используются следующие упражнения.
A. Различение имен существительных и глаголов.
Речевой материал - слова: дело, работа, закончить, яма, дорожка, веселить, двор, лицо, батарея. Учитель читает ряд слов, обозначающих предметы, и допускает «ошибку». Школьник должен обнаружить ее и хлопнуть в ладоши, а затем назвать слово, не являющееся именем существительным, аргументировав свой ответ.
Б. Различение имен существительных и имен прилагательных.
Речевой материал - слова: май, громкий, ложка, цветок, лимонад; библиотека, линия, прямой, класс, брат. Задание выполняется аналогично предыдущему, «лишним» словом считается имя прилагательное.
B. Различение имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Материал - слова: птица, катается, снежный, висит, ежик; карточки с вопросами: Кто это? Какой? Что делает? Логопед диктует слово и просит поднять карточку с соответствующим вопросом.
Г. Преобразование слова из одной части речи в другую.
Речевой материал - слова: камень, грустный, веселье, мысль, шутить, шуметь, пыль, дерево, мороз; карточки с вопросами: Что? Какой? Что делать? Ученику предлагается прослушать слово, записать его под соответствующим вопросом и написать новые слова, преобразовав одну часть речи в другую.
Д. Закрепление знаний о различных гостях речи.
Материал - карточки со словами: сито, жаркий, холод, сумка, прыгать, превосходный, освещает, скользила, кожаный.
Школьник получает задание прочитать слова, поставить к каждому грамматический вопрос и записать их в три колонки по частям речи.
Работа по развитию умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях проходит с постепенным усложнением: соотнесение грамматических форм со схемой, грамматический разбор, составление словосочетания (предложения) по заданной схеме, придумывание словосочетания (предложения) по схеме. 180
Е. Определение грамматической категории слов в словосочетании. Материал - словосочетания: теплая вода, режу ножом, холодное молоко, рублю топором - и карточки:
прил. + сущ., | глаг. + сущ. |
Школьник слушает словосочетание, находит главное и зависимое слово, показывает соответствующую карточку.
Ж. Определение грамматической категории слов в предложении. Материал - предложения: Прошло теплое лето. По небу плывут облака. (Второй класс). На лесной поляне стоял могучий олень. Метель занесла высокую елку снегом. (Третий класс). Учащийся с помощью грамматических вопросов определяет главные члены предложения. Второклассникам в качестве дополнительного задания предлагается классифицировать второстепенные члены предложения. Учащиеся третьих классов должны с помощью грамматических вопросов разобрать предложение по членам.
3. Развитие умения определять грамматическую категорию слов в предложениях (с последующим составлением схем предложений). Речевой материал - предложения: Идет урок. Блеснул яркий огонек. (Второй класс). Весной проснутся трудолюбивые пчелы. Около дома прыгают веселые воробьи. (Третий класс). Логопед предлагает учащемуся внимательно прослушать предложение и с помощью грамматических вопросов составить его схему.
И. Развитие умения составлять предложения, соответствующие заданным схемам. Материал - словосочетания: дождь идет, наступила осень золотая (второй класс), пошли дети гулять, дождь сильный идет окном за (третий класс); схемы предложений.
Перед началом выполнения упражнения учитель уточняет у школьника значения условных обозначений на схемах. Далее учитель произносит предложение и просит ученика показать соответствующую схему.
К. Развитие умения составлять предложения с помощью грамматических вопросов и с опорой на их схемы. Материал - карточки со схемами:
а) Кто? <=> Что делают? б) Что? Что сделало?
Где? Какое?
в) Кто? Что сделает?
Кого? Чьих?
Используются карточки со словами:
а) во дворе, играть, ребята;
б) наступило, лето, жаркое;
в) птенцы, ласточка, покормит, свои.
Учитель предлагает учащемуся внимательно рассмотреть схему предложения, прочитать слова и с помощью грамматических вопросов и изменения форм слов составить фразу.