Порядок выполнения работы на компьютере и обработка результатов измерений
1. Выбрать из списка на экране название работы ЭМК-7, подвести к нему с помощью мыши курсор и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. После раскрытия пакета установить курсор на Lab и дважды щелкнуть мышью. Появляется титульный лист с названием, целью и поставленной задачей данной лабораторной работы и ниже - содержание данной работы, включающее Теорию, Работу, Тесты и Выход. Выход используется после завершения работы, но позволяет закрыть программу в любой нужный момент.
2. Щелкнув мышью по Теории, ознакомьтесь с теоретическим введением и методикой эксперимента, рабочими формулами и описанием экспериментальной установки, а также порядком проведения работы. Вернитесь к Основному меню, нажав на соответствующую надпись.
3. Тесты (24 для данной работы) применяются по указанию преподавателя либо для допуска к работе, либо для ее защиты.
4. Дважды щелкнув по Работе, вы перейдете к следующему кадру с выбором заданий. В задании № 1 (Упражнение 1) необходимо собрать измерительную схему. Для этого можно воспользоваться справкой, нажав мышью на Помощь.
5. Собрав схему, установите курсор на Далее и нажмите левой кнопкой мыши, появится экспериментальная цепь. Здесь подразумевается, что движок потенциометра установлен в верхнее крайнее положение и источник не подключен. В магазине сопротивлений установите с помощью левой кнопки мыши значение и запишите показания амперметра и вольтметра . Далее снимите полную зависимость от , изменяя значения внешнего сопротивления до 80 Ом через 10 Ом с помощью мыши или, что удобнее, с помощью стрелки «вправо» на клавиатуре.
6. Все полученные данные заносятся в таблицу 1.
Т а б л и ц а 1
№ | Показания амперметра , А | Показания вольтметра , В | |
7. Построить график зависимости функции (рисунок 3.2). При помощи графика определить значение (формула 3.10).
8. В упражнении 2 задания 1 замените на , большее, чем , щелкнув левой кнопки мыши по соответствующей надписи в левом нижнем углу кадра. Тогда появится рабочая цепь с подключенным с помощью ключа источником и движком в произвольном положении на потенциометре. Снимите зависимость от аналогичным образом, изменяя сопротивление магазина от 180 до 20 Ом с помощью стрелки «вправо» на клавиатуре. (Обратите внимание на то, что последние показания вольтметра могут иметь отрицательные значения).
9. Все полученные данные заносятся в таблицу 2. Повторить пункт 7, используя данные таблицы 2.
Т а б л и ц а 2
№ | Показания амперметра , А | Показания вольтметра , В | |
10. В Выборе задания перейдите к заданию 2.
Задание 2.
1. Сначала производится сборка схемы электрической цепи. После нажатия на Далее с помощью мыши появляется рабочая цепь для измерений.
2. В упражнении 1 измеряются значения силы тока и напряжения при ЭДС ( ) на генераторе напряжения ГН-2 с помощью магазина сопротивлений ( изменяется от 100 до 900 Ом через каждые 100 Ом). Данные заносятся в таблицу 3.
Т а б л и ц а 3
, A | , B | , Вт | |
3. Значения мощности вычисляются по формуле и строятся графики зависимости полезной мощности от сопротивления нагрузки.
4. В упражнении 2 измеряются значения силы тока и напряжения при изменении ЭДС ( ) на генераторе напряжения ГН-2 с помощью магазина сопротивлений (R' изменяется от 100 до 900 Ом через каждые 100 Ом). Данные заносятся в таблицу 4.
Т а б л и ц а 4
, A | , B | , Вт | |
5. Повторить пункт 3, используя данные таблицы 4.
6. Из графиков определяются значения сопротивлений при максимальной мощности и путем вычитывания известного дополнительного сопротивления определяется внутреннее сопротивление источника.
7. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Контрольные вопросы
1. Что называется силой тока? плотностью тока? Каковы их единицы? (Дать определения.)
2. Назовите условия возникновения и существования электрического тока.
3. Что такое сторонние силы? Какова их природа?
4. В чем заключается физический смысл электродвижущей силы, действующей в цепи? напряжения? разности потенциалов?
5. Почему напряжение является обобщенным понятием разности потенциалов?
6. Выведите законы Ома в дифференциальной форме.