Виды, метод и приёмы эконом анализа

1.Классификация видов экономического анализа.

2.Метод экономического анализа.

3.Приёмы эконом анализа.

I.

Анализ классифицируется по след признакам:

1. По отраслевому признаку:

ü отрасливой;

ü межотросливой.

2. По признаку времени:

ü предварительнай анализ (проводится до проведения аудиторских и налоговых проверок с целью подготовки всей необходимой док-ии и устранения нарушений);

ü последующий анализ (проводится после аудит и налог проверок с целью выявления устранения обнаруженных в ходе проверок ошибок)

Послед анализ называется ретроспективным, который подразделется на:

ü оперативный (текущий анализ на каждый день);

ü итоговый (проводится на основании данных оперативного анализа. Проводится по истечении календарного года).

3. По пространственному признаку:

ü внутрихозяйственный;

ü Межхозяйственный.

4. По объектам управления:

ü технико-экономический анализ (проводится с использованием техно- экономических показателей объема производства, производительность труда, по показателям качества)

ü финансово-экономический анализ (анализ движения ден ср на п/п);

ü управленческий анализ (проводится руководством с целью изучения фактического финансового состояния предприятия)

ü социально-экономический анализ (проводится анализ социального/ материального/семейного положения работников)

ü экономико-статистический анализ (изучается движение трудовых ресурсов (кол-во уволившихся работников по собственному желанияю/по инициативе администрации, кол-во работников ушедших в декрет/армию/ на пенсию))

ü экономико-экологический анализ (проводится анализ с целью изучения кол-ва выбросов вредных веществ в атмосферу)

ü маркетинговый анализ (изучается рынок поставщиков/потребителей)

5. По сетодике изучения объектов.

ü сапостовительный анализ (проводится с целью сравнения данных за текущий период с данными предыдущего периода. Такой анализ необходим, чтобы определить динамику изменений изучаемых показателей;

ü диагностический анализ (проводится с целью диагностики вероятности банкротства (достижения минимального риска возникновения банкротства);

ü факторный анализ (проводится с целью определения различных факторов на результативный характер);

ü маржинальный анализ (от слова "маржа" - достижение максимальных величин, напрвлен на получение максимально предельных допустипых значений);

ü экономико-математический анализ (проводится с использование материальных формул, правил, теорий. Например: определение арифметической средневзвешанной величины);

ü функционально-стоимостной анализ (проводится на основании цен, ценников, прайс-листов);

6. По субъектам (пользователям анализа):

ü внутренний анализ;

ü внешний анализ.

7. По обхвату изучаемых объектов:

ü сплошной анализ (проводится с целью изучения всех документов и всей ФХД предприятия);

ü выборочный (проводится на основании выборки отдельных объектов, элиментов, требующие наиболее тщательного изучения;

8. По содержанию программ:

ü комплексный анализ;

ü тематический анализ.

II.

Метод экономического анализа -это способ, подход к изучению экономических явлений и процессов происходящих на п/п.

Методика экономического анализа строится на пересечении 3-х наук: экономики, статистики, математики.

III.

Приемы экономического анализа.

В процессе анализа используютя следующие приемы и методы:

1. Традиционные методы;

2. Экономико-математические методы;

3. Эврестические методы (основаны на творческом подходе, мышлении, оценке и результатах анализа).

Традиционными способами и приемами экономического анализа являются:

ü использование абсолютных, относительных или средних величин;

ü применение сравнения

ü способ группировки;

ü балансовый метод;

ü графический способ;

ü способ построения аналитических таблиц;

ü факторный анализ.

I.

Использование абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные величины - имеют натуральную и денежную единицу измерения (кг, км, м, млн руб, тыс руб, руб и тд).

Относительные величины - исчисляются с применением обсолютных величин: в % прибазе 100 и в коэфициентах при базе 1.

В АФХД используются след виды относительных величин:

1) Отночит величина пространственного сравнения. Предполагает сравнение данных текущего дня, месяца, года с предыдущим;

2) Относительная величина планового задания. Предполагает постановку плана в сравнении с тем, что было осуществлено на текущий момент (например, планируется увеличение прибыли в будущем году на 20%);

3) Относ величиа выполнения плана. Определяется отношением фактической величины изучаемого показателя с плновой величиной этого же показателя. (например план по производству перевыполнен на 15%)

4) Относительная величина динамики. Предполагает изучение изменения показателей в определенные промежутки времени. (например, построение динамики по производительности труда за 5 лет);

5) Показатель структуры показывает состав или удельный вес одного изучаемого показателя в общей массе всех показателей. (например 15% удельный вес сотрудников мужчин в общем составе коллектива);

6) Относительна величина координации. Предполагает определение направления какого либо показателя в нужную сферу. Это достигается с учетом соотношения двух взаимосвязанных между собой показателей (например, СК и ЗК, ДЗ и КЗ, осн ср и оборотных ср);

7) Относительная величина интенсивности. Предполагает степень распространённости, темп развития какого либо явления или ситуации (например, степень заболеваемости сотрудников п/п увеличилась на 10%)

8) Относительная величина интенсивности предполагает какой эффект или пользу может принести для п/п какое либо явление (например, новый привлеченный специалист поспособствовало увелич-ю прибыли п/п на 30%)

В анализе на ряду с абсолютными и относительными величинами используется средние величины. Такие величины необходимы когда имеется масса информации из которой необходимо выделить что то одно (например средняя заработная плата по предприятию/средня производительность труда и тд)

Но использование этих величин может вызывать некоторые проблемы (например при определении сред производительности можно не заметить недостатки работы некоторых сотрудников

II.

Способ сравнения.

В анализе прим след типы сравнений:

1. Сравнение фактичски достигнутых результатов с данными прошлых периодов (здесь сравниваются данные текущего периода с предыдущим).

Пример:

Таб 1. (см. приложение)

Вывод: из таблицы видно что за пять анализаруеммых лет объем производства увеличился на 2 млн 150 тыч руб или на 21,5%. Это произошло в результате увеличения выроботки на одного работника 3,7% млн р или на 42,53%, даже в результате сокращения часленности на 170 чел или на 14,78%.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.

Такое сопоставление необходимо для того что бы определить на сколько фактически выполняется работа в сравнении с тем что было запланированно.

Пример:

Таб 2.

Вывод: по первому выду продукции план перевыполнен на 35 млн руб или на 4,49%. По второму виду продукции план перевыполнен на 120 млн или на 18,46%.

По третьему виду продукции план недовыполнен на 50 млн руб или на 9,56%.

В общем, план перевыполнен на 105 млн руб или на 5,36%.

3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресрсов.

Такое сравнение необходимо для того что бы определить есть ли перерасход или экономия ресурсов.

Пример:

Таб 3

Вывод: использование нефтепродуктов и сырья было перерасходовано. Так перерасход нефтепродуктов 70 т или 14%. Использование сырья было перерасходаванно на 90 т или на 12%. Использование топлива было экономным и составило 25 т или на 2,6%.

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовыми опытом, достижениями науки и техники.

5. Сравнение показателей исследуемого п/п со среднеотраслевыми данными или сред

6. Сравнение параллельных и динамических рядов.

Пример: Зависимость выработки рабочим от фондовооруженности.

Таб 4

Даный способ на примере показывет что выработка рабочих с фондовоорууженостью не взаимосвязанна на 100%.

Даже в результате сокращения/увеличения оснащенности п/п осн ср не оказывает прямого воздействия на выработку т.е. проиводительность труда в любом случаи увеличивается.

7. Сравнение разных вариантов решения эконом задач.

Такое сравнение необходимо д/ тотго что бы выбрать самый точный и правильный вариант решения задачи.

8. Сапостовление результатов деятельности до и после изменения какого- либо фактора или производственной ситуации.

III.

Способ группировки.

Группировка -это деление массы информации по однородным признакам.

В зависимости от цели анализа используются группировки:

1) Типологические (по типу личности, организационной правовой форме собственности п/п, роду населения, по типу характера и тд)

2) Структурные. (Разделение работников по стажу/возросту/ квалификации/вида работы)

3) Аналитические группировки (прим для упрощения анализа (составление удобной группировки из данных бух баланса)

По сложности построения

1) Простые группировки (по одному признаку)

2) Комбинированные (сложные) группировки. (деление инфор-ии по двум и более признакам)

Пример: Группировка предприятий по уровню рентабельности.

Таб 5

IV.

Балансовый метод.

Баланс- это взаимосвязь и равенство между двумя зависимыми между обой частями. Эти части должны быть равны. При анализе баланса товарной продукции, используется ледующая формула

Он + П = Р +В + Ок, =>

Р = Он + П - В - Ок,

где Он/Ок - остаток товара на начало/онец периода;

П - объем произведенной продукции;

Р - объем реализованной продукции;

В - сумма расходов на товаров.

Допустим, из 3х факторов, необходимо найти 1 из них, нужно из общей суммы этих факторов вычесть величину остальных 2х факторов:

ΔУобщ = ΔУа + ΔУв + ΔУс

ΔУс = ΔУобщ - ΔУа - ΔУв

Допустим, из 3х факторов необходимо найти 1 из них, нужно из общей суммы этих факторов вычесть величину остальных 2х факторов:

ΔУобщ = ΔУа + ΔУв + ΔУс

ΔУс = ΔУобщ - ΔУа - ΔУв

V.

Графический способ.

Этот способ наиболее наглядного и масштабного представления и изображения информационных данных. Графики могут быть столбиковые , линейчатые, с отрезными сектарами. Графики можно строить в MS Excel.

VI.

Наши рекомендации