Методические материалы к выполнению к/р
Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья, - эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, и, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать (А.Ким).
1. [он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь / кΛгдá кáжъцъ / шт˚ó жы·´з’н’ вΛзм˚óжнъ б’Иэсфс’·áкъвъ ш’äс’т’jь ú·л’и н’Иэщäс’т’jь// э·´т’и пΛн’äт’иjь фтΛк’ǘjь м’ин˚ýты кáж˚уцъ н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и / и х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у р˚уб’˙ú / с’Иэч’˙áс х˚ó˙ч’ьцъ л’˙ú ш ръс’т’Иэн˚ýцъ нъ з’Иэмл’˙э´ / и спá˙т’ / слáткъ спá˙т’ //].
2. ВПОЛОВИНУ - [ФПЪЛΛВ’И´Н˚У]
[Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой;
[П] - согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой;
[Ъ] – гласный, редуцированный, ср. ряда, ср. подъема;
[Л] – согласный, зубной, смычно-проходной (боковой), твердый, сонорный;
[Λ] – гласный, безударный, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный;
[В’] – согласный, губно-зубной, щелевой, мягкий, звонкий;
[И] – гласный ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный;
[Н˚] – согласный зубной, смычно-проходной (носовой), твердый, сонорный, лабиализованный;
[У] – гласный безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный
3. Сильные и слабые позиции звуков в тексте (знаком «+» отметить сильные позиции, знаком « - » слабые позиции).
[он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь //]
+- +-++ - ++-+ - - + + -+ + - - +-- - +- -+-++ + ---
4. А) Фонетические явления в области гласных:
а) качественная редукция:
1) [э] // [Иэ] // [ь] – [нъ з’Иэмл’˙э]–[з’˙э´мл’и]; [б’Иэсфс’˙áкъвъ]-[б’˙э´згъд˚у];
2) [о] // [Λ] // [ъ] – [пъгр˚ужáлсъ]-[п˚óбък˚у] ;[г˚óлъв˚у]- [гΛл˚óвк˚у]; [пΛн’äт’иjь]-[п˚ó˙н’ьт];
3) [’а] // [ Иэ] // [ь] –[ръс’т’Иэн˚ýцъ]-[рΛс’т’äн’ьт];
4) [а] // [Λ] // [ъ] – [нъ з’Иэмл’˙э´]-[нáпъл].
б) количественная редукция:
1) [у´] // [у] - [пъгр˚ужáлсъ]-[гр˚у´c]; [г˚óлъв˚у]-[стрΛн˚у´];
в) аккомодация (артикуляционное изменение непереднерядных ударных гласных под влиянием мягких согласных): [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [състΛjá˙н’иjь], [ш’äс’т’jь], [пΛн’äт’иjь], [фтΛк’ǘjь], [нъ з’Иэмл’˙э´] [жы˙´з’н’].
Б) Фонетические явления в области согласных:
а) ассимиляция по глухости:
1)[в] // [ф] - [фт˚ó] [вл’э´с]; [ф тΛк’ǘjь] [в м˚ ó˙р’ь]; 2) [з] // [с] - [б’Иэсфс’˙áкъвъ] [б’Иэз ó˙з’ьръ]; 3) [д] // [т] - [слáткъ]-[слáдък];
б) ассимиляция по звонкости:
[т’] // [д’] - [х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у]-[хΛт’˙á];
в) ассимилятивное смягчение согласных:
[жы˙´з’н’], [н’Иэщäс’т’jь], [ръс’т’Иэн˚ýцъ];
г)аккомодация согласных звуков( лабиализация):
[шт˚ó], [пъгр˚ужáлсъ], [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [вΛзм˚óжнъ], [м’ин˚ýты];
ж )аккомодация твредых парных согласных (смягчение):
[л’] // [л] - [нъ з’Иэмл’˙э´]-[з’Иэмл’˙á];
д) диссимиляция:
[ч] // [ш] - [шт˚ó] [ч’Иэв˚ó];
е) упрощение групп согласных:
[Λс˚ó˙б’ьнъjь], [кáжъцъ], [х˚ó˙ч’ьцъ], [ръс’т’Иэн˚ýцъ];
з) диэреза: [с’Иэч’˙áс].
5. Примеры исторических чередований: погружался – грузить (ж//г); кажется - казался (з//ж); голову – глава (-оло-//-ла-); хочется – хотение (т//ч); сладко – солоделый (-ла-//-оло-).
7. Характеристика орфоэпических норм:
а) в области гласных звуков в безударных позициях в соответствие с нормами литературного языка наблюдается:
1) после твердых согласных «аканье», например, [състΛjá˙н’иjь], [вΛзм˚óжнъ], [пΛн’äт’иjь] и др.;
2) после мягких согласных «иканье», например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ], [н’Иэщäс’т’jь], [н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и], [ръс’т’Иэн˚ýцъ], [с’Иэ-ч’˙áс], [з’Иэмл’˙э];
б) в области согласных звуков:
1) сочетание букв СЧ по старомосковской норме произносится как [щ], в этой позиции допускается вариант [щч] ([щ’äс’т’jь], [н’Иэщäс’т’jь]);
2) в окончаниях прилагательных, местоимений сочетания –ЕГО (-ОГО) произносится со звуком [в], например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ];
3) сочетание букв ЧТ произносится как [шт] ([шт˚ó]);
4) возвратная частица -СЯ в глагольных формах произносится как [съ], допускается вариант [c’ь] ([пъгр˚ужáлсъ]);
5) на месте двух одинаковых букв в слове «особенное» произносится короткий звук [н].
7. Функции букв «твердый знак» и «мягкий знак» в тексте.
а) функция смягчения (жизнь, хоть,спать);
б) разделительная (предупредительная) функция (счастья, несчастья);
в) грамматическая функция (лишь- частица).
9. Орфографический анализ слов.
1) растянуться – а) рас- - правописание согласной буквы на конце приставок (раз-(рас-) и правописание гласной в приставках рос-(рас-); роз-(раз-) основано на фонетическом принципе написания; б) правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (-растяжка-) соответствует морфологическому принципу с опорой на фонематический;
2) голова – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (головка) – морфологический принцип с опорой на фонематический;
3) на земле – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (земли) – морфологический принцип с опорой на фонематический;
4) сладко – а) правописание проверяемых согласных букв в корне (сладок); б) правописание гласной буквы на конце наречия (хорошо) – морфологический принцип написания с опорой на фонематический;
5) особенно, возможно – правописание непроверяемых гласных букв в корне слова – традиционный принцип написания.
3.2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - экзамен,
1) включающий ответы на два теоретических вопроса;
2) практическое задание предполагает анализ языкового материала, состоящего из выполнения следующих заданий:
- фонетическая и фонемная транскрипция,
- характеристика звуков и описание их артикуляции,
- составление фонемных рядов,
- нахождение и описание позиционных чередований,
- определение принципов написания орфограмм,
- деление слова на слоги и для переноса, построение схемы слогораздела, обоснования деления,
- определение основного и второстепенного звукового значение букв в слове,
- определение способа обозначения на письме мягкости-твердости согласных и звука «йот»,
- определение орфоэпических норм в произношении данных слов и их возможные варианты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Понятия «современный», «русский», «литературный», «язык».
2. Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики.
3. Дихотомическое исследование звука (фонетика частная и общая, диахроническая/синхроническая, сопоставительная и экспериментальная).
4. Понятие о звуке речи. Основные аспекты изучения звуков.
5. Артикуляционный аспект фонетики. Строение речевого аппарата.
6. Артикуляционная классификация гласных звуков.
7. Изменение гласных в потоке речи. Редукция. Типы редукции.
8. Артикуляционная классификация согласных звуков.
9. Проблемный характер классификации согласных звуков по способу образования.
10. Место образования согласных. Освещение классификации в разных учебных пособиях.
11. Характеристика согласных по признакам шумность/сонорность, звонкость/глухость. Коррелятивные пары и внепарные согласные по данным признакам.
12. Палатализация. Корреляция согласных по твердости/мягкости. Непарные согласные звуки.
13. Фонетическая транскрипция: принципы, правила.
14. Законы сочетаемости звуковых единиц в русском литературном языке. Позиционная мена согласных звуков.
15. Исторические и фонетические чередования.
16. Позиционная мена гласных звуков.
17. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, её типы. Диссимиляция, диереза, гаплология.
18. Взаимодействие гласных и согласных в потоке речи. Аккомодация.
19. Сегментные и суперсегментные единицы фонетического членения речи.
20. Слог. Современные теории слога. Слогоделение.
21. Ударение: характеристика, функция, типы.
22. Интонация. Основные компоненты интонации, их характеристика, функции. Типы интонационных конструкций.
23. Фонема, её дифференциальные признаки, функции. Фонема и звук речи.
24. Понятие фонемы в трактовке Московской фонологической школы и Ленинградской фонологической школы.
25. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемного ряда, аллофоны фонемы.
26. Понятие нейтрализации. Гиперфонема, архифонема.
27. Фонематическая транскрипция.
28. Состав и система гласных фонем современного русского языка.
29. Состав и система согласных фонем современного русского языка.
30. Фонематическая самостоятельность [ы], [и].
31. Фонетическая самостоятельность [г'], [к'], [х'].
32. Русская орфоэпия. Историческая основа современного русского произношения. Основные тенденции в произношении. Соотношение понятий «старшая» и «младшая норма».
33. Соотношение понятий норма – вариант нормы. Причины возникновения произносительных вариантов.
34. Основные правила произношения гласных и их сочетаний.
35. Основные правила произношения согласных звуков и их групп.
36. Произношение отдельных грамматических форм слов.
37. Произношение заимствованных слов.
38. Графическая система русского языка. Алфавит. Из истории становления русской графики и орфографии.
39. Слоговой и фонемный принципы русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики.
40. Орфография. Характеристика разделов орфографии.
41. Принципы русской орфографии, их характеристика.
42. Отражение раздела «Фонетика» в школьной программе.