Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Сообщение темы урока | Учащиеся должны сами сформулировать тему, учитель направляет учащихся к этому | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Постановка целей и задач урока | Учащиеся определяют границы знания и незнания, учитель помогает сформулировать цели и задачи, исходя из темы урока | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | С помощью учителя учащиеся сами планируют, как достичь поставленных целей и задач урока | Регулятивные коммуникативные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся выполняют задания учителя, работают по учебнику, работают в парах и группах и др. | Все виды УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся | Самоконтроль, коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся самостоятельно формулируют затруднения, учитель даёт задания для осуществления коррекции | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Подведение итогов урока | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи, рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учитель предлагает на выбор задания разного уровня сложности, домашнее задание выполняется по выбору | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
Сообщение целей и задач | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Диалог, технология проблемного обучения |
Планирование | Регулятивные планирования | ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация |
Практическая деятельность учащихся | Все виды УУД | Проектная деятельность. Свободный урок, уроки взаимообучения; Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Взаимопомощь, работа по памяткам |
Оценивание учащихся | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
Итог урока | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Используются разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания, тематические проекты |
ФГОС НОО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО – личностным, метапредметным (регулятивные, познавательные и коммуникативные) и предметным.
Конспект урока математики
В 1 классе по теме «Задача»
Ход урока.
Содержание (деятельность учителя и ученика) | Вопросы и задания, направленные на формирование УУД | Указание, какие УУД формируются |
1.Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Я желаю всем удачи За работу в добрый час! Порешаем, посчитаем на уроке мы сейчас. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - С чего обычно начинаем урок математики? | - С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счёта) | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
2.Актуализация знаний. А) Для работы приготовьте веер цифр, счётный материал и будьте готовы оценить ответ товарищей. Логическая разминка. Б) Игра «Живые числа». Раздать ученикам карточки с цифрами (1, 3, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 20). Остальные ученики показывают ответ, пользуясь веером цифр. \ В) Устный счёт. Закрепление изученных приёмов вычисления. Работа со счётным материалом (презентация, интерактивная игра «Забей гол»). Прочитай примеры по-разному: используя слова. («плюс», «слагаемое», «увеличить»). Фронтальная проверка, самопроверка, самооценка. | -Какое сегодня число? Месяц? Какой он по счёту? Время года? День недели? Какой он по счету? Если сегодня среда, то сколько дней осталось до субботы? - На какие 2 группы мы можем разделить эти числа? (однозначные и двузначные). У кого самое маленькое число? (ученик выходит к доске). Теперь расположите эти числа в порядке возрастания (ученики выстраиваются друг за другом). Назови самое большое однозначное число (9). Назови соседей своего числа. Как по - другому можно прочитать число 14? (1 дес. и 4 ед.);17 – это сумма каких двух чисел? (10 и 7). Какое число предшествует (стоит перед числом) 20? - Возьмите цифры из счётного материала. Выложите перед собой числовой ряд. Ответ решённого примера кладите в нижний ряд. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём ошибки? - В чём причина ошибок? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД) Способность к самооценке. (Личностные УУД) |
3. Мотивация учебной деятельности. А)Ребус на доске: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача. - А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с.44. Определите тему урока. (Задача) Чему будете учиться? Какие цели мв себе поставим ? Презентация – слайд с целевыми установками урока (узнаем – научимся- повторим – закрепим) (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ) Учитель вывешивает таблицу «Задача. Составные части задачи» Б) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». | - А кто из вас знает, что такое задача? - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Что мы делали? (Настраивались на работу) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
4.Самоопределение к деятельности. - Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи. Рассмотрите рисунок (презентация, слайд составь задачу по рисунку) - А какое наше действие следующее? (Составить план, алгоритм действия) План действия - слайд презентации. | Составьте задачу по рисунку. - В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача) - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ) - Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача) - Наметим наш план действия: 1.Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача. 2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3.Устраним затруднение. 4.Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) . | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Познавательные УУД. |
5.Работа по теме урока. А) Знакомство со структурой задачи. Откройте учебник стр.44 – 45. Найдите задание № 1, выполняется устно. - Прочитай текст. (У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба) - Это задача? (Нет, это условие задачи) -Почему? (Нет вопроса.) - Значит, в задаче всегда есть вопрос, связанный с условием. - Что ещё есть в задаче? Сопоставление с учебником. Найдите задание № 2, выполняется письменно, коллективное выполнение задания. 2)Здоровьесберегающая физминутка. 3)Оформление решения задачи. Выполнение № 3, устно. - Рассмотрите рисунок к задаче и схему. Работа в парах. Определитесь, кто из вас будет составлять задачу по рисунку, а кто по схеме. Расскажите задачу друг другу. Фронтальная проверка. Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением? (Чтобы узнать, сколько всего яблок, их нужно сложить вместе и сосчитать). - Прочитайте ответ задачи. | Рассмотрите № 1 - таблицу в учебнике «Задача, составные части задачи». - Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно) Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должен быть … (вопрос) - Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать) - Какие составные части задачи отображены? (условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ). - Из предложенных частей выберите и соедините стрелками (составьте пары) части задачи с их названиями. Выполнение двигательной физминутки под музыку. - У кого были такие же результаты? - Почему задачу решили сложением? -Какая тема урока сегодня? (задача) - Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит? (Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию). | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей.(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
6.Первичное закрепление. - Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит карточку с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей. 1)В вазу поставили 7 роз, 2 завяли. 2)Сколько всего листов в книге? 3)На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке? Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос) - Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия). | -Что вы решили? Назовите задачу. - Расскажите, как вы рассуждали? - Решите задачу, запишите в клетках карточки решение и ответ. | Коммуникативные УУД. |
7.Самостоятельная работа. Стр.45 №4. - Запишите решение задачи. Фронтальная проверка. Самооценка. Объяснение , в чём ошибки, в чём причина ошибок? | - Какое выражение, решение и ответ задачи записали? - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём ошибки? - В чём причина ошибок? | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) Способность к самооценке. (Личностные УУД) |
8. Закрепление ранее изученного материала. Формирование вычислительных навыков. А) Повторение состава числа 7. Выполнение задания № 5 стр. 45 учебника, фронтальная работа. Презентация, слайд состав числа 7. Б) Вычисления: решение выражений № 6 стр. 45, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Расшифровка слова ЦУНАМИ с помощью правильных ответов (обратная связь) В) Работа в клетках (стр. 45пропись внизу страницы учебника). Каллиграфическое написание цифр. | - Дорисовать недостающие фигуры и вписать в клетки недостающие цифры. -У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - Какое слово получилось? - В чём причина ошибок? - Найдите закономерности и продолжите ряды чисел. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: символ – знак. (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.(Регулятивные УУД) |
9.Рефлексия учебной деятельности. - Расскажите по схеме (вернуться к 1 слайду с целевыми установками урока) , чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью веера - светофора. | - Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.) - Достигли цели? (Да) - Какая тема урока была? (Задача) - Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи) - Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.) | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Личностные УУД |
9.Домашнее задание. Спросить у родителей, где им приходится решать задачи. |